Россия и США сильно зависят друг от друга, когда занимаются разрешением комплекса политических вопросов. Экономические же отношения, которые активно развивались примерно десять лет после развала СССР, в настоящее время находятся в точке замерзания, пишет корреспондент Эдуард Штайнер в немецком издании Die Welt.
По мнению автора издания, санкции США, введенные в отношении России, не имели бы такого эффекта, если бы их не поддержал Евросоюз, у которого больше рычагов воздействия на РФ — в основном экономического характера.
Сегодня объемы торговли между двумя государствами – Россией и США – заметно снизились. Причем это касается и экспорта, и импорта – за последние несколько лет показатели обвалились практически в два раза. Доля США составляет 6% от общего объема внешней торговли России, тогда как на долю ЕС приходится 47%, говорится в статье.
“Это знал и Рекс Тиллерсон, который впервые в роли главы Госдепа побывал с визитом в Москве. Вскоре после нанесения ракетного удара США по авиабазе в Сирии главный американский дипломат резко раскритиковал сирийскую военную кампанию России. Однако, – уверен автор публикации, – экс-главе нефтяного гиганта Exxon Mobil было не так-то просто оказывать на Москву давление, поскольку страны практически не связаны друг с другом в экономическом плане”.
В статье отмечается, что американцы очень «хитро» ввели санкции в отношении России — в основном в тех областях, в которых Москва и Вашингтон практически не взаимодействуют. Или санкции коснулись тех сфер взаимодействия, где совместное сотрудничество двух стран минимальное.
“Если бы не Евросоюз, то сегодняшние антироссийские санкции со стороны США были бы совсем несерьезными”, – пишет Штайнер.
Издание отмечает, что по сравнению с американцами сами европейцы от российских санкций пострадали куда серьезнее США, поскольку очень сильно пострадал товарооборот между Россией и ЕС.
“По сравнению с ними европейцы гораздо сильнее пострадали от антироссийских санкций. Если в досанкционные времена, согласно статистическим данным Евросоюза, товарооборот между ЕС и Россией составлял 336 млрд евро (по данным 2012 года), то к 2016 году он сократился до 191 млрд евро. Американская же статистика говорит о том, что за период с 2012 по 2016 год объемы торговли между Россией и США сократились с 40 до 20,3 млрд долларов”, – указывает немецкое издание.
Но данные опросов Американской торговой палаты в России свидетельствуют о том, что в 2015 году существенно выросли объемы инвестиций американских компаний в РФ. И это – несмотря на санкции.
Издание цитирует также и слова Леонида Михельсона — главы компании НОВАТЭК, крупнейшего независимого производителя газа в России. В частности, Михельсон заявил, что “американцам достаточно удостовериться, что они не нарушают условий санкций, и они продолжают работать с нами. Европейцы видят слова “санкции” и “Новатэк” и больше не возвращаются”.
Есть, правда, эксперты, которые не разделяют эту точку зрения: по их мнению, европейский бизнес, наоборот, демонстрируют больше гибкости, чем американский, поэтому он не так строго соблюдает ограничения — иногда речь идет лишь о разных стилях переговоров и ведения бизнес-дел, отмечает немецкое издание.
Между тем русские и американцы сотрудничают в таких сложных стратегических областях, как авиация, космос и атомная промышленность, указывает Штайнер, отмечая при этом, что в РФ с приходом Дональда Трампа к власти в США надеялись, что «экономические отношения упростятся и улучшатся». Однако пока этого не произошло по целому ряду причин.
“В Москве царит разочарование, которое после эскалации в Сирии местами сменилось ощущением безнадежности”, – отмечает Штайнер.
“Мы должны найти точки соприкосновения, но на это нужно время. Мне кажется, оптимизм (в России — ред.) был слишком преувеличенным, вероятно, как и нынешний пессимизм”, – цитирует издание слова одного из экспертов. :///