“Газпром” не ожидает жарких споров с партнерами по поводу цены на газ

Газпром

В “Газпроме” уверены, что в случае увеличения нефтяных цен споров с партнерами из Европы у компании не будет. Об этом пишет “Коммерсант”, ссылаясь на слова начальника управления структурирования контрактов и ценообразования “Газпром экспорта” Сергея Комлева.

Как пояснил изданию Комлев, зависимость цен в хабах от нефти увеличивается, хотя формально роль нефтяной индексации в газовых контрактах снижается. Однако цена «голубого топлива» не может пробить верхнюю планку в виде энергетического паритета со стоимостью «черного золота», равно как у нее не получается и снизиться до уровня цен на уголь, так как этому будет препятствовать задействование механизма межтопливной конкуренции. Цена на газ находится в довольно узком коридоре, который все больше сужается, а разница в ценах между газом и нефтью медленно, но все же сокращается.

Поэтому серьезные споры между поставщиками и потребителями в ближайшей перспективе едва ли возникнут. Европейским компаниям, которые импортируют газ, нынешняя модель расчетов за топливо вполне по душе — они ее даже перенесли бы на долгосрочную перспективу.

По словам Комлева, в Европе любят порассуждать и о диверсификации энергоресурсов, и об энергетической независимости от России, но, как бы там ни было, клиенты «Газпрома» понимают целесообразность долгосрочных контрактов, в которых цены на газ привязаны к ценам на нефтепродукты и ценам хабов.

“С учетом того, что цены на нефть упали, разница между ценами с нефтяной привязкой и ценой хабов, которая достигала 150 долларов за тысячу кубометров после 2008 года, сейчас весьма незначительна. Так что принципиальных разногласий об основах ценообразования у нас нет”, – отметил Комлев, уточнив при этом, что свыше 98% газа “Газпром экспорта” в настоящее время продается как раз по долгосрочным контрактам.

“В конечном счете, европейский рынок своим поведением демонстрирует, что востребован именно тот товар, который предлагаем мы: газ по долгосрочным контрактам с определенной долей нефтяной привязки, гибкостью, условием take-or-pay («бери или плати»). Сколько бы ни звучало в прессе заявлений о том, что модель долгосрочных контрактов уходит в прошлое, практика показывает: именно по таким контрактам наши партнеры отбирают все больше газа. Мы бьем рекорды экспорта, а терминалы СПГ в Европе стоят недозагруженными”, – заявил Комлев.  :///