Nord Stream 2 не желает загонять «Северный поток – 2» в юридические рамки ЕС

Северный поток 2

Оператор проекта «Северный поток – 2» Nord Stream 2 AG не считает нужным заключение договора с Евросоюзом по поводу юридических рамок для будущего газопровода. Такое заявление сделал сегодня официальный представитель оператора Себастьян Саас на деловом завтраке, организованном Nord Stream 2 в Брюсселе.

“Вы слышали о недавних идеях заключить международное соглашение между ЕС и Россией о юридических рамках, но мы не считаем их необходимыми”, – сказал Саас.

Он подчеркнул, что в строительстве второго трансбалтийского газопровода заинтересованы компании из 17 стран. Nord Stream 2, созданная для планирования, строительства и эксплуатации “Северного потока – 2”, привлекла в проект более 4 млрд евро инвестиций. Совершенно очевидно, что экономический интерес к новому газопроводу очень велик.

Тем не менее юридическая коллизия, связанная с прокладкой трубы, существует. Дело в том, что газопровод пройдет не по наземной части Евросоюза, а по морскому дну. Значит, на “Северный поток – 2” не распространяются правила внутреннего рынка ЕС, в том числе пресловутого «Третьего энергопакета». Этот свод законов, в частности, запрещает добытчикам газа в одиночку владеть инфраструктурой для его транспортировки.

Однако Евросоюз очень хочет подогнать «Северный поток – 2» под какое-либо юридическое регулирование. Чтобы по возможности распространить на него правила единого газового рынка ЕС. Главный рыночный регулятор Европы – Еврокомиссия – говорит по этому поводу, что морские трубопроводы “не могут строиться и функционировать исключительно по законодательству третьей страны или в юридическом вакууме”. «Третьей страной» выступает Россия, чей «Газпром» контролирует 100% Nord Stream 2 AG.

Компания – оператор строительства парирует этот довод Еврокомиссии. Там говорят, что безусловно учитывают законодательство европейских стран, в том числе природоохранное. Так что ни о каком юридическом вакууме не может быть и речи. Вдобавок новый трубопровод должен пройти параллельно уже действующему “Северному потоку”, построенному ранее с соблюдением всех международных правил.

Тем не менее Еврокомиссия считает необходимым «создать специальный юридический режим для морской части трубопровода». Этот режим, по замыслу регулятора, должен учитывать почти все «фундаментальные принципы, вытекающие из законодательства ЕС в области энергетики». В том числе, разумеется, и нормы Третьего энергопакета. Среди основополагающих принципов Еврокомиссия уже назвала «надлежащую прозрачность работы трубопровода, недискриминационное установление тарифов, надлежащий уровень доступа (к трубе – ред.) третьих сторон», а также определенный «уровень разделения деятельности по продаже и транспортировке».

Начать строить «Северный поток – 2» планируется во второй половине 2018 года, а ввести его в строй – в конце 2019-го. Новый газопровод удвоит мощность первого «Северного потока» (с 55 до 110 млрд кубометров в год), маршрут которого в основном повторит. Капитальные вложения в стройку оцениваются в 8 млрд евро, а общая стоимость проекта с учетом процентов по кредитам – в 9,9 млрд.

Зарегистрированная в Швейцарии компания Nord Stream 2 сейчас полностью принадлежит «Газпрому». Предполагалось, что по 10% в ней выкупят европейские партнеры российского концерна – французская Engie, австрийская OMV, англо-голландская Shell, немецкие Uniper (выделена из E.ON) и BASF/Wintershall. Однако создание такого совместного предприятия летом прошлого года заблокировала Польша.

Определена схема финансирования газопровода «Северный поток — 2»

Месяц назад партнеры по «Северному потоку – 2» выбрали новую модель финансирования строительства. «Газпром» подписал финансовые соглашения с другими концессионерами, каждый из которых вложит в будущий газопровод по 950 млн евро, то есть суммарно – половину его общей стоимости. 30% от каждого вклада – по 285 млн евро – европейцы выделят уже в текущем году. Эти инвестиции будут оформлены как долгосрочная кредитная линия которую компания Nord Stream 2 выберет до конца 2017-го.

Сроки выделения и расходования оставшихся 70% долей (665 млн евро) зависят от будущих решений Nord Stream 2 AG в отношении финансирования строительства. При этом единственным акционером проектной компании так и останется «Газпром».  :///