Способна ли ОПЕК переиграть американских сланцевиков?

Сланцевая добыча США

У ОПЕК не оставалось другого выхода, кроме как продлить соглашение о сокращении добычи нефти ради снижения избытка сырья на рынке. Причина – неуемная активность американского сланцевого сектора, который члены картеля считали чересчур слабым, чтобы быстро восполнить недостающие баррели на рынке. Однако тот продемонстрировал невероятную живучесть, считают авторы статьи в газете The Wall Street Jornal (WSJ).

В первом полугодии 2017-го ОПЕК, Россия и некоторые другие независимые государства-нефтедобытчики убрали с рынка нефти 1,8 млн баррелей в сутки. За то же время США увеличили добычу на 750 тыс б/с – до 9,3 млн б/с – максимума с лета 2015-го. На неделе венские соглашения были продлены еще на девять месяцев до апреля 2018-го. Но в следующем году американский нефтепром намерен достичь рекорда производства – более 9,9 млн б/с, если верить Управлению энергетической информации (EIA).

Битва с финансовой инженерией

ОПЕК старается ликвидировать переизбыток нефти на рынке в надежде на рост цен. Но США медленно, но верно замещают эти лишние баррели. Получается почти как в известном античном нонсенсе, где герой Ахилл так и не смог догнать черепаху.

Все дело в том, считают журналисты WSJ, что ОПЕК приходится бороться не только со сланцевым сектором США, но и с американским фондовым рынком и его финансовой инженерией. И эту битву государственные нефтяные компании Саудовской Аравии, Нигерии и других стран картеля рискуют проиграть.

Американские частные инвестиционные компании продолжают вкладывать средства в сланцевую добычу. Хотя многие представители этого сектора реально обанкротились ввиду падения цен на нефть со 100 долларов времен 2014 года. Весь секрет в хитроумных финансовых инструментах, разработанных в отрасли для страхования возможных потерь. Специальные контракты, именуемые хеджами, колларами и свопами, позволяют сланцевикам эффективно фиксировать цены на нефть для будущей продажи и страхуют от убытков в случае падения котировок.

Вот живой пример: компания Laredo Petroleum с помощью хеджа застраховала от падения цен 70% ожидаемой добычи в 2017 году. Весной эталонная для США марка WTI упала ниже 50 долларов за баррель, однако Laredo Petroleum продает основную часть нефти, которую черпает в бассейне Permian, по 56. Прозорливо составленные контракты позволяют компании инвестировать в этом году 500 млн долларов в 70 новых горизонтальных скважин в Западном Техасе.

“На прямые частные инвестиции приходится 40% вложений в секторе добычи, тогда как 40 лет назад ничего подобного не было”, – обобщает Чарльз Черингтон из инвесткомпании Argus Energy Managers.

Руководитель крупнейшей в мире нефтесервисной компании Schlumberger Пол Кибсгард подчеркнул, что сейчас в сланцевом секторе США восстанавливается активность даже тех добывающих компаний, которые продолжают нести убытки. Сама Schlumberger намерена до конца года вновь вовлечь в оборот всё незадействованное оборудование для бурения и гидроразрыва.

“Операторы [месторождений], судя по всему, не сильно страдают от того, что шестой год подряд свободный денежный поток отрицательный”, – восторгается Кибсгард.

Про бассейн Permian скажем особо. Эта крупнейшая в США сланцевая формация, расположенная в штатах Техас и Нью-Мексико, даже в период самого глубокого падения нефтяных котировок стабильно выдавала на рынок не менее 2 млн б/с. Местные промыслы по-прежнему обеспечивают почти четверть всей добычи нефти в США и почти половину сланцевой.

Американские нефтяники довольствуются малым

До сих пор американский сланцевый сектор стоит столь прочно, поскольку продолжает внедрять инновационные разработки и снижать себестоимость добычи. Технологии гидроразрыва пласта, горизонтального бурения и другие постоянно совершенствуются. Поэтому нефть из сланцевых формаций, расположенных от Техаса до Северной Дакоты, становится всё дешевле.

Активное сокращение издержек в американской нефтедобыче привело к тому, что порог рентабельности на 60% горизонтальных скважинах в крупнейших сланцевых бассейнах составляет 35-55 долларов за баррель. Такие расчеты представил авторам статьи глава консалтинговой фирмы Drillinginfo Аллен Гилмер.

Крупнейшая в США нефтяная компания ExxonMobil в 2017-м направит 25% годового бюджета (около 5,5 млрд долларов) на развитие сланцевых промыслов с коротким циклом отработки запасов. На этих месторождениях американскому нефтегиганту принадлежат 5500 скважин, работа которых окупается уже при 40 долларах за баррель.

Вдобавок постепенно теряет актуальность утверждение, что сланцевикам для увеличения добычи нужно бурить как можно чаще. Например, большинство горизонтальных скважин упомянутой компании Laredo теперь имеют очень большую длину – до 2 миль. Это позволяет компании достигать столь же высокой производительности, как если бы она удвоила число буровых вышек. Повышение эффективности дало Laredo возможность опустить себестоимость добычи ниже 40 долларов за баррель с 63-х в 2014 году.

Но самое главное, благодаря чему сланцевой отрасли США удается держаться на плаву, – это, по мнению авторов статьи, относительно невысокие требования к уровню доходов. Производители сланцевой нефти не обязаны приносить сверхприбыль. Поскольку их частные инвесторы готовы к постепенному росту цен на сырье.

А вот ближневосточным нефтяным державам, где себестоимость барреля намного ниже, чем в Западном Техасе, нужна нефть по 95 долларов за баррель. Иначе они не смогут финансировать государственные социальные программы.

Уместно и проводимое журналистами WSJ сопоставление с Россией. Ей тоже нужна очень дорогая нефть, поскольку каждые дополнительные 10 долларов за баррель приносят в государственный бюджет 30 млрд долларов.

Запросы американских нефтяников гораздо скромнее. Прежде всего потому, что это сугубо частный сектор. И хотя у многих сланцевых компаний шансы выйти на уровень безубыточности по-прежнему невелики, они сохраняют оптимизм несмотря на цены в районе 50 долларов за баррель.

Сотрудник Госдепартамента США Алан Эйр убежден, что на любое новое ограничение добычи в ОПЕК Америка способна ответить ростом нефтяного производства.

“Чем бóльших успехов добивается ОПЕК в приверженности квотам и продлении ноябрьского соглашения, тем больше это заставляет США наращивать добычу и отвоевывать у ОПЕК долю рынка”, – отметил Эйр.

Сотрудник внешнеполитического ведомства прогнозирует, что добыча нефти в США достигнет 10 млн б/с уже к середине 2018 года.

“Саудовцам нужно примириться с реалиями, – смело заявил в интервью WSJ гендиректор Laredo Petroleum Рэнди Фоутч. – Мы добились своего. Мы тоже влияем на мировой рынок нефти”.

В качестве подтверждения своей точки зрения Фоутч привел пример, потрясающий основы ОПЕК. Если бы Техас был суверенным государством, он бы вошел в число 10 крупнейших мировых нефтедобывающих стран. И занял бы по объемам добычи место между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами.  :///