Минэнерго РФ полностью устроил последний вариант проекта закона о введении в нефтедобывающей отрасли налога на добавленный доход (НДД), представленный Минфином. Об этом заявил первый замминистра энергетики Алексей Текслер на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2017), передает ТАСС.
НДД к пилотированию готов!
“Минфин разработал проект закона, мы его получили, он соответствует тому, о чем мы договорились. Там нет 104 рублей за тонну дополнительных НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых – ред.), тех вещей, по которым мы спорили. Этот закон на выходе”, – заявил Текслер.
Первый замглавы Минэнерго подчеркнул, что законопроект одновременно поступил и в правительство РФ, и в Госдуму. По словам Текслера, министерство энергетики рассчитывает, что тестирование нового налога будет запущено с 1 января 2018 года. Ведомство прикинуло, что введение НДД позволит увеличить годовую добычу нефти в России на 60 млн тонн к 2036 году.
НДД планируют взимать с дохода от продажи нефти за вычетом затрат на добычу и транспортировку. Предельный размер учитываемых издержек ограничен 9500 рублей на тонну. В этом отличие нового налога от НДПИ, который зависит от количества добытой нефти, а не от финансового результата.
Весь прошлый год Минфин, инициатор введения НДД, и Минэнерго отчаянно спорили по поводу деталей расчета нового налога. Финансовое ведомство настаивало на скорейшем пробном введении НДД на новых месторождениях (гринфилдах) в Восточной Сибири (с выработанностью менее 5%) и на зрелых промыслах (браунфилдах) в Западной Сибири, выработанных на 20–80%, где добыча не превышает 15 млн тонн в год. Однако Минфин рассчитал, что применение нового налога на старых месторождениях лишит бюджет 50–60 млрд рублей. Компенсировать потери ведомство предлагало временным повышением НДПИ для всей отрасли, против чего ополчились сами нефтяники при поддержке Минэнерго.
Как следует из слов Текслера, ведомствам удалось договориться, что дело обойдется без повышения НДПИ. Заявки на участие в пилотном проекте перевода месторождений на НДД подали “Газпром нефть”, ЛУКОЙЛ, “Сургутнефтегаз” и “Русснефть”. Они рассчитывают уплачивать новый налог с браунфилдов в Западной Сибири, где совокупная добыча не превышает 7 млн тонн в год.
Насчет льгот еще не договорились
Вторая важная проблема, которая дискутировалась на министерском уровне, – это сохранение налоговых льгот. Некоторые нефтедобытчики поаначалу выступили против НДД, так как его введение означает отмену льгот на уплату НДПИ. А любые льготы для российской нефтяной отрасли выгоднее, чем полный вычет издержек на освоение месторождения.
В конце января текущего года выяснилось, в частности, что «Роснефть» очень недовольна предложением Минфина перевести на уплату НДД ее крупнейший нефтепромысел – Самотлор. Это зрелое и сильно обводненное месторождение, по мнению компании, скорее нуждается в применении льготной ставки НДПИ. Однако такой вариант никак не устраивает Минфин, поскольку из-за льготного налогообложения Самотлора бюджет может лишиться 60-80 млрд рублей в год.
Насчет проблемы льгот Текслер сегодня тоже высказался. По его словам, Минэнерго предлагает облегченный налоговый режим для обводненных месторождений нефти с общим годовым объемом добычи 40 млн тонн. При этом основной упор делается на крупные промыслы с низкой себестоимостью добычи.
Изложенная на бумаге позиция Минэнерго на сей счет уже направлена в правительство. Однако Минфин с мнением главного оппонента не согласен. Сейчас ведомства, по словам Текслера, находятся “на стадии сверки своих позиций”.
Сам первый замминистра энергетики считает, что в случае применения данной льготы объем выпадающих бюджетных доходов удастся покрыть за три-пять лет. В то же время фискальное послабление позволит увеличить добычу нефти на обводненных месторождениях на 50% с лишним за 15-20 лет. :///