Огонь борьбы за право провести IPO Saudi Aramco охватил Эр-Рияд

Saudi Aramco
Фото: cnbc.com

Состязание фондовых площадок за право провести первичное размещение акций (IPO) крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco породило конфликт в самой Саудовской Аравии. Об этом сообщает агентство деловых новостей Dow Jones со ссылкой на осведомленных информаторов. Противоборство в саудовских верхах грозит срывом сроков IPO, намеченного на будущий год.

По сведениям Dow Jones, разногласия возникли между королевской семьей и топ-менеджментом Saudi Aramco. Король Салман и его сын – заместитель наследного принца Мухаммад ибн Салман выступают за то, чтобы размещать акции на бирже Нью-Йорка (NYSE). Руководство нефтяной госкорпорации во главе с министром энергетики Халидом аль-Фалихом — за Лондонскую фондовую биржу (LSE).

Приверженность монаршей семьи варианту с Нью-Йорком эксперты объясняют давними политическими связями Саудовской Аравии и США. К тому же американский рынок — бесспорно, самый большой в мире по объему капитала. Склонить принца Мухаммада в пользу NYSE помог и майский визит в Эр-Рияд американского президента Дональда Трампа.

“Заместитель наследного принца хочет провести IPO в Нью-Йорке. В последние недели он все больше стал настаивать на этом”, – поведал один из собеседников агентства.

Однако руководство Saudi Aramco очень беспокоит, что в США саудовская корпорация будет подвержена более высоким правовым рискам, чем в Великобритании. На заседании совета министров королевства 12 июня в Джидде, где присутствовали принц и король Салман, топ-менеджеры компании настаивали на том, что проведение IPO в Лондоне будет более безопасным.

“Очевидно, что Лондон является для них и команды юристов основным претендентом на IPO”, – отметил другой информатор Dow Jones.

Аналитики, конечно, обратили внимание на еще один чисто политический нюанс. В свите Трампа в ходе его визита в Саудовскую Аравию находился президент NYSE Томас Фарли. В свою очередь, британского премьера Терезу Мэй в апрельской поездке в Эр-Рияд сопровождал Ксавье Роле, генеральный директор London Stock Exchange Group, то есть Лондонской фондовой биржи. Причем британцы встречались с главой Saudi Aramco аль-Фалихом.

В нарастающем противоборстве Лондона и Нью-Йорка для Саудовской Аравии нет ничего хорошего. Решение вопроса, где размещать акции Saudi Aramco, уже отложено. Ранее его ожидали еще до начала священного для мусульман месяца Рамадан (до 27 мая), теперь — в конце июля, а то и позже. Соответственно, отодвигаются и сроки самого IPO, которое королевство, несущее бюджетные потери из-за низких цен на нефть, очень хочет провести в 2018 году.

Попытки агентства Dow Jones прояснить положение дел из первых уст не принесли успеха. Представитель Saudi Aramco отделался дежурной репликой: решение, на какой площадке состоится листинг, помимо саудовской биржи Tadawul, пока не принято – «до сих пор обсуждаются все варианты». Представитель королевского двора и вовсе не ответил на просьбу о комментариях.

Отсутствие определенности накаляет страсти в противоборстве LSE и NYSE. Saudi Aramco — лакомый кусок: компания может быть оценена в 2 трлн долларов, а значит речь может идти о размещении акций на 100 млрд (в Саудовской Аравии намечали приватизировать 5% госкорпорации). То есть планируемое IPO, вероятно, станет крупнейшим в истории.

В Нью-Йорке и Лондоне наперебой расхваливают достоинства своих торговых площадок и фондовых рынков в целом. Биржи готовы идти на уступки и менять свои правила в угоду столь желанному клиенту. Так, LSE недавно дала понять саудовской госкорпорации, что, хотя британские правила требуют, чтобы 25% акций компании, рассчитывающей на премиальный листинг, находились в свободном обращении, для Saudi Aramco биржа готова понизить этот рубеж.

Столь масштабное размещение акций, как у Saudi Aramco, сулит фондовым площадкам не только высокие комиссионные. Оно привлечет крупнейших международных инвесторов, стремящихся поучаствовать в приватизации кусочка крупнейшей нефтяной компании, что спровоцирует повышение торговых объемов. Тем болезненнее будет поражение в этой битве. Оно означает потерю престижа, который можно было бы использовать в конкурентной борьбе с другими биржами за следующее крупное IPO.  :///