Удастся ли России усидеть сразу на трех “газовых” стульях?

Турецкий поток

Сегодня снова в СМИ появляется информация о том, что может быть реанимирован проект строительства газопровода «Южный поток» по поставкам российского природного газа в Европу. Пока эту информацию официально никто не подтверждает, однако мнения аналитиков по этому вопросу разошлись.

Кто-то из них полагает, что реанимация проекта “Южный поток” выглядит весьма абсурдно, кто-то, наоборот, придерживается иного мнения и считает, что строительство газовой трубы в направлении Болгарии, а оттуда дальше в Европу стало бы оптимальным решением, поскольку и России, и Европе не очень-то и хочется связывать свою энергетическую безопасность с непредсказуемой Турцией, у которой, к слову, с Евросоюзом сложились сегодня довольно натянутые отношения. Да и с Москвой отношения Анкары могут быть испорчены в любое время.

Проект «Южный поток» был закрыт Россией в 2014 году, после того, как Болгария под нажимом ЕС и США сделала все возможное, чтобы не пустить газовую трубу с российским газом через свою территорию.

Но в начале июня этого года пошли слухи о том, что якобы идут тайные переговоры по вопросу возобновления строительства «Южного потока» между Москвой, Будапештом и Белградом. Об этом, в частности, говорил глава МИД Венгрии Петер Сийярто, а австрийское издание Der Standard писало, что крупнейшая нефтегазовая компания в Центральной Европе OMV и «Газпром» обсуждают возможность возобновить работу по проекту. Основным выгодополучателем должна стать австрийская OMV и, собственно, сама Австрия, которая становилась бы крупнейшим газовым хабом в Европе.

Как предполагает Der Standard, в сложной политической обстановке молчание сторон по вопросу переговоров по проекту можно трактовать так: консультации проводятся, хотя и тайно.

В настоящее время «Газпром» занимается реализацией альтернативных проектов по поставкам газа в Европу. Крупнейшие из них – «Северный поток-2», ежегодной мощностью 55 млрд кубометров газа, и «Турецкий поток» , мощностью 31,5 млрд кубометров (если будут построены две нитки газовой трубы).

Но экономические санкции и политика существенно осложняют процесс реализации всех проектов — особенно «Северного потока-2», хотя его и поддерживают безоговорочно пять крупнейших энергетических компаний Европы. На этом фоне разговоры о возвращении к реализации «Южного потока» выглядит несколько странно — особенно на фоне событий, которые происходят в США, где может быть принят законопроект по расширению антироссийских санкций, которые еще больше затрагивают российский энергетический сектор.

«Даже если австрийская компания и “Газпром” действительно что-то обсуждают, дальше им не дадут пойти новые санкции США, которые за счет своей хитрой увязки с санкциями против Ирана наверняка будут одобрены президентом Трампом», — полагает гендиректор ИК «Форум» Роман Паршин, по мнению которого в случае принятия этого закона кредитование трансграничных проектов существенно усложнится, поскольку в этот процесс также будет вовлечена и Европа. Что нарушит планы европейских компаний, сотрудничающих с «Газпромом», по инвестициям, связанных с российскими проектами.

В «Северный поток-2» европейские компании уже инвестировали свыше 4,5 млрд евро (суммарно строительство оценивается в 9,9 млрд евро). Предварительная стоимость «Турецкого потока» еще больше – примерно 11,4 млрд евро. Эти траты совершенно не вписываются в масштабную инвестиционную программу «Газпрома», считает Паршин.

«Учитывая такие траты на фоне серьезного, согласно последней отчетности компании, падения операционного денежного потока на 84%, а также снижения финрезервов «Газпрома» на 23% — до 696 млрд рублей, и при неминуемом направлении 190 млрд рублей из этой суммы на дивиденды, можно предположить, что траты на рискованные проекты «Газпром» осуществлять без веских на то причин не будет», — уверен Паршин, по мнению которого возвращаться к «Южному потоку» нет никакого смысла, ведь «Газпром» уже израсходовал в рамках этого проекта 130 млрд рублей — на трубы для «Южного потока», еще 56 млрд рублей на выкуп у зарубежных партнеров долей в проекте.

Также у «Газпрома» есть планы по поставкам «голубого топлива» в Италию с участием греческой DEPA и итальянской Edison в рамках газопроводного проекта Poseidon, указывает аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко.

«То есть даже в Южной Европе/Турции при допущении реанимации “Южного потока” мы уже видим три проекта. И это в условиях, когда на рынки Южной Европы в перспективе может прийти газ Восточного Средиземноморья», — отмечает аналитик, который указывает, что изначально строить две газовые трубы никто не собирался.

«Если основные объемы газа (которые будут убраны с украинского направления — ред.) пойдут через более проработанный в настоящий момент «Северный поток-2», то на долю гипотетического «Южного потока» остаются совсем небольшие объемы газа. В то же время строительство маломощной трубы в условиях Южной Европы, где существуют определенные проблемы с развитой инфраструктурой, окажется очень затратным», — уверен Собко, по мнению которого возобновление проекта «Южный поток» – это, скорее, попытка оказать давление на контрагентов в других газопроводных проектах по поставкам российского «голубого топлива» по южному коридору.

Однако аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев считает, что траты на «Турецкий поток» и «Северный поток-2» хоть и велики, но возвращение к «Южному потоку» вполне возможно. «Европе очень нужен альтернативный украинскому газотранспортный маршрут, и «Газпром» может его обеспечить, мешают только политические разногласия, которые временны, и потому «выстрелить» может любой из трех перечисленных проектов», – говорит он, отмечая при этом, что риски существуют для «Газпрома» во всех трех проектах, поэтому правильнее было бы заниматься всеми этими проектами параллельно.

По мнению управляющего партнера Адвокатского бюро «Деловой фарватер» Романа Терехина, вероятность возвращения России к реализации «Южного потока» остается, хотя и гипотетически. Так как диверсификация направлений газовых магистралей могла бы ослабить российскую зависимость от очень часто непоследовательных позиций некоторых европейских «партнеров» – государств, которые выступают с резкой критикой всех российских проектов по поставкам газа в обход Украины. Да и Москвы была бы обрела большую самостоятельность и свободу действий на геополитической арене.

«Реализация проекта “Южный поток” в настоящий момент выгодна не столько России, сколько самой Европе, так как последняя также не хочет зависеть от турецкой стороны в возможных дальнейших поставках газа в Старый Свет. Ведь в последнем случае главным действующим лицом станет Турция, у которой в последнее время весьма непростые отношения с Европой», — отмечает Терехин. :///