Российское Минэнерго подготовило проект закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов», который закрепляет за «Транснефтью» статус монополиста на рынке транспортировки. Кроме того, оператора нефтетранспортной системы РФ хотя наделить дополнительными полномочиями, в частности правом взимать плату с пользователей по принципу «качай или плати». Об этом стало известно газете «Ведомости».
У нефтяных компаний как потребителей услуг «Транснефти» моментально возникли возражения. «Роснефти» особенно не понравилась перспектива введения правила «качай или плати», которое подразумевает оплату всей прокачки по контракту вне зависимости от ее фактического объема. Вице-президент «Роснефти» Павел Федоров уже написал об этом письмо на имя замглавы Минюста Михаила Гальперина. В нем сказано, что данный пункт закона перекладывает на нефтяные компании риски изменения рыночной конъюнктуры и влияния санкций на производственные планы.
Также «Роснефть» не устраивает прописанная в законопроекте зависимость транспортного тарифа от дивидендов «Транснефти». Несогласна нефтяная компания и с закреплением в документе существующей сейчас практики долгосрочных тарифов, пишет Федоров. Кроме того, «Роснефть», равно как и «Газпром нефть», возражает против предложения автоматически закрепить за «Транснефтью» все магистральные нефтепроводы.
«Право собственности на построенный фактически за счет грузоотправителя нефтепровод переходит к “Транснефти” без какой-либо встречной компенсации затрат», – отмечает Федоров.
На сей счет представитель нефтетранспортного монополиста привел контраргумент. По словам собеседника «Ведомостей», нефтяные компании в большинстве случаев сами предпочитают отдавать проложенные трубопроводы «Транснефти». В этом случае нефтяники не несут риска строительства опасных производственных объектов, а также избегают многочисленных бюрократических процедур.
Накопились и более мелкие возражения против отдельных положений министерского законопроекта. Так, «Газпром нефть» просит дать возможность оспаривать в суде размер штрафов «Транснефти». Их монополист налагает на клиентов за то, что те невовремя сдали продукцию в транспортную систему.”Татнефть” также предлагает запретить монополии отказывать нефтяным компаниям в праве прокачивать по трубам нефть из-за ее несоответствия нормам качества.
Не считают необходимым принятие нового закона о трубопроводном транспорте и в некоторых ведомствах. Скажем, представитель Минэкономразвития пояснил изданию, что «часть прописанных в законопроекте норм избыточна» — они уже регулируются нормативными актами правительства РФ. В Федеральной антимонопольной системе (ФАС) газете и вовсе заявили, что закон просто лишний.
Тем не менее Минэнерго, как сообщил его представитель, продолжает работу над законопроектом и уже внесло его на рассмотрение правительства. :///