тэкно:///блог

Увеличить в 10 раз грузопоток по Северному морскому пути реально

Вт, 20 Июнь 2017 | 14:12 |
ледоколы СМП

Фото: offshoreenergytoday.com

К концу следующего десятилетия грузооборот Северного морского пути (СМП) возрастет до 80 млн тонн. То есть увеличится более чем в 10 раз по сравнению с нынешними 7,5 млн тонн. Такой прогноз дал генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша в интервью газете «Известия».

По словам руководителя предприятия, в ведении которого находится российский ледокольный флот, прирост грузопотока в основном обеспечит продукция нефтегазовой отрасли. Безусловно, сыграет роль увеличение добычи углеводородов на шельфе РФ в Арктике. В целом национальные арктические проекты к 2024 году увеличат объем транспортировки по Северному морскому пути до 40 млн тонн.

«Опираясь на оценки ряда экспертов, а также на намерения крупных российских компаний и предварительные переговоры с рядом ключевых игроков, мы ожидаем рост грузопотока по СМП к 2029 году до 80 млн тонн. В основном это будут сжиженный природный газ, сырая нефть, уголь и металлы», — уточнил Рукша.

Гендиректор «Атомфлота» напомнил, что в 1980-е годы максимальный грузопоток по Северному морскому пути не превышал 6,5 млн тонн в год. Понадобилось более 30 лет, чтобы побить этот рекорд и показать по итогам 2016 года объем 7,5 млн тонн. Да и это достижение во многом было обеспечено за счет международного транзита судов большого водоизмещения.

«Активное обеспечение международных транзитов 2010–2013 годов доказало, что по СМП безопасно и с коммерчески приемлемыми скоростями способны проходить суда дедвейтом 150 тыс тонн. Во времена Советского Союза СМП эксплуатировался также очень активно, но речь шла о судах тоннажем 5–7 тыс тонн, позднее — 15–18 тыс тонн. Налицо укрупнение судов в соответствии с общемировым трендом», — подчеркнул Рукша.

По его мнению, основной резерв роста грузопотока — в увеличении ледокольного флота. Сейчас проводки по СМП обеспечивают четыре российских атомных ледокола, которые работают с повышенной по сравнению с советскими временами нагрузкой. В принципе, такого количества хватит на 40 млн тонн в год, но для 80 млн — ледоколов должно быть вдвое больше.

«По нашим расчетам и на основании заключенных долгосрочных контрактов, заявленный грузопоток в 40 млн тонн можно обеспечить четырьмя атомными ледоколами, — сказал Рукша. – Всего, по нашим расчетам, для грузопотока в 80 млн тонн нужно восемь атомных ледоколов, включая атомный ледокол «Лидер»».

«Лидеров» нужно три

Сейчас Объединенная судостроительная корпорация строит на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге три новых атомных ледокола мощностью по 60 МВт. «Лидер», находящийся в процессе разработки атомоход нового поколения, должен быть вдвое мощнее. Чтобы обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути России нужны минимум три таких ледокола. Такое заявление сделал директор «Атомфлота» по судоходству Андрей Смирнов в ходе завершающейся сегодня в Нарьян-Маре конференции «Северный завоз – новые пути и возможности», передает ТАСС.

«Один ледокол “Лидер” вопрос не решит, нужна серия, — подчеркнул Смирнов. — 300-метровый гигант “Лидер”, который будет иметь ширину порядка 50 метров и сможет обеспечивать коммерческую и экономическую скорость в любых льдах, которые есть в Арктике, — вот они решат задачу круглогодичной и транзитной навигации на всей трассе Севморпути и обеспечение вывоза газа и газового конденсата в Юго-Восточную Азию, в Тихоокеанский регион. Реально, по расчетам наших специалистов, таких ледоколов, как “Лидер”, должно быть минимум три».

По словам директора «Атомфлота» по судоходству, четыре действующих ледокола сейчас расписаны по крупнейшим российским арктическим проектам. В первую очередь имеются в виду «Ямал СПГ», «Газпром нефть» (Приразломное и Новопортовское месторождения), «Норильский никель». Атомоходы обеспечивают проводку грузов этих заказчиков почти весь год, кроме нескольких летних месяцев, когда заняты на «северном завозе». Однако, чтобы построить три «Лидера», по подсчетам Смирнова, нужно где-то найти не меньше 240 млрд рублей.

«Что один ледокол сделает? — рассуждает топ-менеджер «Атомфлота». — Даже с его скоростью 10-12 узлов проводка в одну сторону займет 10 дней. А только под проект “Ямал СПГ” первой, второй и третьей очереди запланировано уже 245 выходов. То есть через полтора дня будет выходить газовоз из порта Сабетты. Поэтому если выполнять эту программу, то надо шире смотреть».

Рогозин: завод «Ямал СПГ» подтолкнет развитие российской Арктики

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на состоявшемся неделю назад совещании Госкомиссии по развитию Арктики оценил перспективы создания ледокола «Лидер» как хорошие. Зампред правительства подчеркнул, что строительство такого судна — единственная гарантия всесезонной навигации по СМП. Особенно если доставлять грузы на восток (а завод «Ямал СПГ» рассчитывает как раз на клиентов из Азиатско-Тихоокеанского региона).

Северный морской путь — кратчайшая водная трасса между европейской частью России и Дальним Востоком. Его протяженность от Карских Ворот (южнее Новой Земли) до бухты Провидения на берегу Берингова моря составляет около 5,6 тыс километров.  :///

 

Читайте аналитические материалы, обзоры и последние новости нефтегазовой индустрии на сегодня, 21 Ноября, в нашей ленте и в наших группах в социальных сетях:
Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, Twitter и Telegram

Рубрики: Морской путь, Новости | Темы: , , ,

О чём говорят в интернете