WSJ: цены на нефть опустились, и у них на это пять причин

Brent WTI цены на нефть рынок нефти
Фото: www.bidnessetc.com

Мировые цены на нефть перешли на территорию «медвежьего» рынка впервые с прошлого лета. Это констатирует американская деловая газета The Wall Street Journal (WSJ), которая нашла пять главных причин давления на нефтяные котировки.

По большому счету, объяснение «медвежьему» тренду на рынке нефти одно. Трейдеры не наблюдают сокращения глобальных запасов сырья. Хотя ОПЕК&Со вроде бы продлили срок действия венских соглашений насчет сокращения добычи насколько могли — до апреля 2018-го.

Среди выделяемых американским изданием причин превалируют традиционные, некоторые уже набили оскомину. Так, под первым номером обозначено увеличение добычи нефти в Ливии и Нигерии. Эти страны, как и Иран, решением ОПЕК оставлены за рамками венской сделки. Им надо восстанавливать нормальный уровень производства нефти, а не сокращать его — уж очень африканские государства настрадались от раздирающих их на куски повстанцев и террористов.

Ливия, обладающая крупнейшими в Африке запасами нефти, уже шесть лет поделена надвое гражданской войной. Однако в последнее время добыча здесь растет серьезными темпами и уже достигла 885 тыс баррелей в сутки (б/с) — трехлетнего максимума. Хотя до показателя времен Муаммара Каддафи (1,6 млн б/с) еще далеко, рынок нефти считает, что такой прирост снижает эффективность венских соглашений.

Нигерия, вынужденная бороться с нападениями террористов на нефтяные объекты, тоже стремительно наращивает производство. В мае, по данным ОПЕК, среднесуточная добыча нефти в этой стране достигла 1,68 млн баррелей — максимума за 12 месяцев. А нигерийские власти хотят еще в текущем году выйти на 1,9 млн б/с.

Вторая из перечисленных причин — собственно сделка ОПЕК. В конце мая на сессии нефтяного картеля в Вене ее решили продлить еще на девять месяцев, но масштаб снижения добычи оставили неизменными — на всех минус 1,8 млн б/с от уровня октября 2016-го. Игроки разочарованы тем, что норматив сокращения не был увеличен. Аналитики прогнозируют, что усилия клуба «ОПЕК+» окажутся напрасными, если нормативы уменьшения добычи не изменятся или венские соглашения не продлят еще.

Иначе запасы нефти на планете так и останутся избыточными (третья причина). По данным Международного энергетического агентства (МЭА), товарные резервы сырья в наиболее развитых странах мира (участниках ОЭСР) в апреле выросли на 18,6 млн баррелей и оказались выше, чем в конце прошлого года, когда ОПЕК только заключала сделку.

«Мировые запасы нефти снижаются медленнее, чем ожидалось, и остаются значительно выше средних по историческим меркам уровней», — констатирует Карстен Менке, товарно-сырьевое аналитик швейцарской банковской группы Julius Baer.

Мешают этому не только отдельные члены ОПЕК, вроде Ливии и Нигерии, но и быстрорастущая добыча нефти в США. Четвертая причина. WSJ констатирует, что американские сланцевые компании пережили предыдущий обвал цен благодаря богатым месторождениям и технологическому прогрессу. Теперь некоторые из них могут вести прибыльную добычу при ценах около 40 долларов за баррель. В МЭА ожидают, что предложение американской нефти за 2017 год вырастет в среднем на 5%, а в 2018-м – на 8%. То есть ежедневная добыча в США превысит производственный показатель Саудовской Аравии.

Всё, о чем шла речь выше, мы неоднократно слышали от самых разных экспертов. Некоторое разнообразие в список причин нынешнего падения цен на нефть вносит лишь пятый пункт из перечня WSJ — действия спекулянтов. Американское издание пишет, что перед майской сессией ОПЕК хедж-фонды и другие крупные игроки аккумулировали рекордный объем длинных позиций по нефти. После того, как решение ОПЕК сохранить текущий объем сокращения разочаровало трейдеров, инвесторы начали их закрывать, что усилило снижение котировок.

По данным крупнейшего мирового оператора срочного рынка Intercontinental Exchange Inc., чистая длинная позиция по нефти Brent на прошлой неделе сократилась почти вдвое по сравнению с февралем нынешнего года. А ведь четыре месяца назад она достигла исторического максимума. Сейчас уже многие брокеры говорят, что формировать длинные позиции на нефтяном рынке равносильно самоубийству.

Таким образом, авторы статьи признают, что цены на нефть рухнули в значительной мере из-за манипуляций биржевых игроков. То есть нынешний спад по большей части, как говорят на рынке, «рукотворный», чем вытекающий из реально сложившейся рыночной ситуации.  :///