Российское правительство потребовало, чтобы холдинг «Роснефтегаз» открывал часть финансовых сведений своему главному акционеру — государству. К числу такой информации отнесены остатки средств на счетах, перечень акций, которыми владеет госхолдинг, и инвестиционная программа. Существует письмо такого содержания за подписью директора департамента экономики и финансов правительства Владимира Сидоренко, пишет сегодня газета «Ведомости».
В настоящий момент «Роснефтегаз», управляющий госпакетами акций ведущих энергетических компаний РФ, избавлен от необходимости раскрывать подобные сведения. Еще когда кабинет министров освобождал холдинг от обязанности составлять и публиковать отчетность по МСФО (международным стандартам), в 2015 году, многие правительственные чиновники предупреждали: правительство само себя лишает информации. Теперь власти решили отыграть назад и заставить госкомпанию предоставлять нужные данные.
«Правительство рассмотрело замечания Минэкономразвития и Минэнерго на решение освободить “Роснефтегаз” от составления отчетности по МСФО и поручает обеспечить получение достоверной информации от госкомпании», — следует из письма Сидоренко.
Подлинность данного документа «Ведомостям» подтвердили два федеральных чиновника и один представитель Минэнерго. Последний заявил, что поручение обязательно будет исполнено, но посвящать издание в детали процедуры отказался. Известно также, что сейчас правительственное поручение передано в Росимущество, которое в ближайшее время переправит рекомендации в «Роснефтегаз».
От официальных комментариев пресс-секретарь премьер-министра РФ Наталья Тимакова, Минэкономразвития и Росимущество отказались.
Правительство через «Роснефтегаз» владеет 50% плюс одной акцией «Роснефти», 10,97% «Газпрома», 27,63% «Интер РАО». Дивиденды этих компаний, причитающиеся государству, оседают в холдинге. В федеральный бюджет он должен отдавать лишь половину своей чистой прибыли, да и то такая норма существует лишь в последние два года.
«Роснефтегаз», хоть и получает основной доход от госкомпаний, абсолютно непрозрачен для государства и граждан с 2015 года. Получить какую-либо информацию от госхолдинга – уже большой прогресс, признался один из собеседников газеты, комментируя письмо Сидоренко. А уж за дивиденды, собираемые «Роснефтегазом», совет директоров которого возглавляет Игорь Сечин, чиновники бьются давно.
В 2016 году правительство потребовало от всех госкомпаний отдавать акционерам не менее половины прибыли. Однако крупнейшие плательщики, в том числе гиганты нефтегаза, сумели добиться для себя исключений, сославшись на большие инвестпрограммы. Так, «Роснефтегаз» направил в казну лишь 12% своей прибыли (18 млрд рублей), рассчитав дивиденды без учета дохода от переоценки акций.
В текущем году Минфин предложил изъять у энергетического госхолдинга все полученные им дивиденды-2016. Однако бюджет вообще остался без этих поступлений: «Роснефтегаз» показал убытки за прошлый год, несмотря на 596 млрд рублей, полученных от приватизации 19,5% «Роснефти». Хотя убытки эти были техническими: госхолдинг в декабре прошлого года по-быстрому перечислил в бюджет 717 млрд рублей (это было оформлено как “промежуточные дивиденды” за 9 месяцев) от продажи части госпакета нефтяной компании, а сам получил за это деньги только в январе 2017-го.
Поэтому потребовать от «Роснефтегаза» направить на дивиденды 100% прибыли государство может только через год. Говорят, что проект соответствующего распоряжения правительства уже подготовлен. :///