Китай решил сократить импорт угля. Эта новость не порадовала крупных производителей и особенно сырьевых трейдеров, несмотря на кажущуюся необъятность рынка КНР. О том, что можно противопоставить китайским “реформам в области предложения”, поразмыслили журналисты газеты The Wall Street Journal (WSJ).
Действительно, на Китай приходится половина мировой добычи и потребления угля. Вместе с тем страна уже пять лет борется с избыточными мощностями в угольной промышленности. Однако решать эту проблему за счет сокращения собственного производства – себе дороже: в добыче угля занята огромная часть работающих граждан страны.
Поэтому власти КНР решили пойти по пути ограничения внешних поставок. Масштаб сокращения импорта – тайна за семью печатями. Известно, что многие небольшие и средние порты Китая уже отказываются принимать поставки угля, но крупные морские гавани еще открыты на его прием.
В первую очередь Китай, по мнению авторов статьи, стремится ограничить импорт низкосортного, “грязного” угля. Но есть у этого намерения и чисто экономический мотив: опустить цены на внешних рынках и поднять их внутри страны. Все-таки угольная промышленность в КНР, как и во всех странах мира, – убыточная отрасль и дотируется из бюджета.
Данная экономическая стратегия уже приносит успех. Азиатские угольные фьючерсы за последние 10 дней потеряли в цене примерно 4%. В то же время цены на уголь внутри Китая выросли на 2-4%.
Что касается ущерба поставщиков, то наибольшие потери среди них, по мнению WSJ, понесет Индонезия. Из этой страны в Китай шли большие объемы низкокачественного угля, особенно в конце прошлого года, когда КНР несколько ограничила собственную добычу. Американское издание также советует подготовится к потерям и западным компаниям, торгующим углем, например Glencore и Noble. Последняя неправильно трактовала прошлогодний обманный маневр Китая, снизившего добычу, и теперь пребывает в крайне затруднительном положении ввиду резко подешевевших в Азии угольных контрактов.
Сырьевой трейдер Glencore поступил благоразумнее. Компания планирует вложиться в месторождения высококачественного угля. Такой сможет пройти проверку на таможне и в Китае, и в Японии, помогая трейдеру преуспеть в угольном бизнесе.
Но в целом рыночные игры с Китаем чреваты неприятными последствиями. Особенно в тех отраслях, где страна явно доминирует на планете (черная металлургия, судостроение, переработка нефти и т.п.). Тем более что КНР демонстрируют полное равнодушие к глобальным последствиям внутренней экономической политики и непредсказуемых действий своих рыночных регуляторов.
Вот почему американская деловая газета предупреждает своих читателей: инвестиции в угольную отрасль в эти дни рискованны. Уголь для Китая – пока еще стратегически важное топливо. Поднебесная, по словам авторов статьи, выступает “мировым казначейством угля”. А это значит, что в данной отрасли любой некитайской компании придется играть на чужом поле, что увеличивает риск поражения. :///