У противников “Северного потока-2” не все в порядке с логикой

agaz

«Газпром» вынашивает планы расширения балтийского газопровода «Северный поток» и намерен построить «Северный поток-2» примерно по тому же маршруту — совместно с такими крупнейшими европейскими энергетическими концернами как Wintershall, дочерним предприятием концерна BASF, или компанией Royal Dutch Shell. Однако ни США, ни некоторые страны в Европе не заинтересованы в этом проекте и всячески мешают его реализации. Однако с юридической точки зрения позиция Германии, которая поддерживает проект и считает его экономическим, а не политическим, хорошо защищена, считает Кирстен Вестфаль, эксперт по вопросам энергетики Фонда «Наука и политика».

Строительные работы по «Северному потоку-2» должны начаться в 2018 году, но существует риск, что проект все-таки может быть торпедирован, как и “Южный поток”, поскольку про него прямо говорится даже в новом санкционном законе, который одобрили сенаторы США. Польша и Еврокомиссия (ЕК) также оказывают сопротивление строительству новой газовой магистрали, указывает Вестфаль. Он также считает, что за американскими новыми санкциями «может стоять и расчет с помощью более высоких цен на энергоносители снизить немецкое превышение экспорта над импортом».

«Меня беспокоит, что в решении сената санкции против России связаны с санкциями против Ирана. Штрафы будут распространяться также и на европейские фирмы, то есть на фирмы из стран, сотрудничающих с США. И там откровенно говорится о рабочих местах в США и об американских экономических интересах», – заявил Вестфаль в интервью немецкому изданию Der Spiegel.

По его мнению, «ножницы цен» между более дешевыми ценами на углеводородное сырье в США и более высокими в европейских странах вырастут еще больше, если США и государства-сателлиты в Европе все-таки заблокируют строительство «Северного потока-2», что не очень выгодно Германии, поскольку «немецкое превышение экспорта над импортом для США как бельмо в глазу». Однако Германия, которая все-таки стремится учитывать точку зрения партнеров, не хочет рассорится с союзниками и просто вынуждена оглядываться на «политическую составляющую» этого проекта — именно ее и навязывают противники проекта.

«Сегодня российский природный газ и сжиженный природный газ (СПГ) конкурируют за европейский рынок, а мы от этого выигрываем. Если бы Германия была бы вынуждена ввозить СПГ из США, то баланс сдвинулся бы в пользу США. В том-то и расчет – затормозить германское превышение экспорта над импортом. Также США все больше используют свой экспорт газа как инструмент внешней политики и политики безопасности», – считает Вестфаль, по мнению которого станут уже в среднесрочной перспективе важным продавцом СПГ — на уровне Катара и Австралии.

Между тем Польша и некоторые другие страны Восточной и Центральной Европы уверяют, что «Северный поток-2» в случае политического конфликта с Западом может быть использован Россией в свою пользу. Но Вестфаль уверен, что это «невероятный сценарий», так как сегодня в Европе уже существует хорошо сбалансированный рынок газа — и доля СПГ на нем растет. Поэтому у России нет никакого резона «назло бабушке отмораживать себе уши”, лишаясь огромных средств, которые идут в бюджет от экспорта газа в Европу.

«Из-за обилия различных источников получения газ больше не является политическим рычагом. Я не вижу никакой уязвимости (Европы — ред.), – уверен эксперт.

«Германия должна серьезно относиться к озабоченности поляков, однако только до тех пор, пока она действительно фактически обоснована, поскольку по этой причине когда-то Евросоюз также финансировал строительство в Польше терминалов для СПГ, создавая инфраструктуру, с помощью которой поляки могли бы снабжаться СПГ и по морю. Однако Польша имеет серьезные собственные интересы, поэтому и следует собственной энергетической политике. Так, к примеру, (газопровод — ред.) Baltic Pipe должен доставлять газ из Норвегии через Данию в Польшу. Но он дороже, чем российский газ, и государственный газовый концерн PGNIG боится этой конкуренции», – считает Вестфаль, который также отмечает, что норвежского газа с каждым годом становится все меньше в связи с истощенностью месторождений, тогда как российские поставки «голубого топлива» в целом останутся на ближайшие годы стабильными.

Однако Польша и Украина, которые постоянно говорят о том, что «почти» обрели энергетическую независимость и скоро не будут вообще нуждаться в российском газа, тем не менее, хотят оставаться транзитером российского топлива, получая за это плату.

«С одной стороны, оба государства подчеркивают, что хотели бы уже лучше сегодня, чем завтра полностью отказаться от российского газа для собственных нужд. Однако одновременно они настаивают на сохранении транзита российского газа через их территорию. Это несколько парадоксально», – удивляется Вестфаль, по мнению которого Россия не меньше Европы заинтересована в стабильных поставках газа, что как раз больше говорит именно об экономической составляющей проекта «Северный поток-2».  :///