Самая протяженная скважина в мире

Chaivo

Проект разработки нефтегазоконденсатного месторождения Чайво стал частью проекта «Сахалин-1», в рамках которого осваиваются три месторождения – Чайво, Одопту и Арктун-Даги.

Разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Является одним из крупнейших проектов в России с прямыми иностранными инвестициями.

В 2016 г. проект «Сахалин-1» отметил 20 летний юбилей: в 1996 г. вступило в силу СРП, подписанное в 1995 г. правительством Российской Федерации и администрацией Сахалинской области с международным консорциумом.

Оператор проекта: Exxon Neftegas c долей участия 30%.

Партнеры по проекту – «Роснефть» принадлежит 20% (через дочерние «Сахалинморнефтегаз-Шельф» – 11,5 % и «РН-Астра» – 8,5%), японская Sodeco – 30%, индийская ONGC – 20%.

Открыто: в 1979 г. на северо-восточном шельфе острова Сахалин.

Запасы: Чайво – 152 млн т нефти (категории С1+С2), 308 млрд куб. м (С1+С2).

Потенциальные извлекаемые запасы (трех месторождений в рамках проекта «Сахалин-1») составляют 307 млн т (2,3 млрд баррелей) нефти и 485 млрд куб. м природного газа.

Начало разработки: промышленное освоение месторождения стартовало в 2005 г.

Добыча: по итогам прошлого года на трех месторождениях извлечено 9 млн т нефти.

По данным на осень 2016 г. суммарная нефтедобыча на проекте «Сахалин-1» составляла 13 тыс. т в сутки.

По состоянию на сентябрь 2016 г. накопленная добыча в проекте превысила 82 млн т нефти и 19 млрд куб. м природного газа.

По данным ExxonMobil, в 2016 г. в рамках проекта добывалось 49 тыс. баррелей нефти в сутки, а накопленная добыча превысила 653 млн баррелей нефти. Планируется, что разработка углеводородов в рамках проекта «Сахалин-1» будет вестись до 2050 г.

Нефть месторождения Чайво с 2006 г. поставляется в страны АТР, газ с 2005 г. идет на внутренний рынок потребителям Дальнего Востока. Избытки закачиваются обратно в пласт: для поддержания давления в пластах для максимального извлечения жидких углеводородов.

Вторая стадия разработки Чайво предполагает освоение газовых запасов. Для реализации этих планов потребуется бурение дополнительных газовых скважин и расширение существующих береговых и морских объектов. Новый этап освоения месторождения нацелен на продажи газа на внутреннем и международном рынках. Предполагается, что вторая стадия разработки Чайво может дать дополнительно около 8 млрд куб. м газа в год.

ExxonMobil считает, что газовая программа проекта «Сахалин-1» может быть реализована после 2020 г.

Платформы: разработка месторождения Чайво ведется как с береговых, так и с морских сооружений. Северо-западная часть основного нефтеносного пласта месторождения Чайво была разработана с помощью наземной буровой установки «Ястреб». Наземная буровая установка «Ястреб» спроектирована специально для проекта «Сахалин-1» и является одной из наиболее мощных наземных буровых установок в отрасли, предназначена для бурения с берега скважин с большим отходом забоя от вертикали. Оборудование для буровой установки производилось в 5 странах, конечная сборка делалась в американском штате Луизиана. После пусконаладочных работ «Ястреб» снова разобрали и на 3 грузовых судах перевезли на Сахалин в порт Корсаков, а затем переместили наземным транспортом к месту окончательной сборки.

Добыча нефти и газа на Чайво также ведется с морской платформы «Орлан». Она используется для разработки юго-западной части основного эксплуатационного объекта месторождения. Морская платформа «Орлан» расположена в Охотском море на расстоянии 11 км от береговой линии, способна выдержать крайне низкую температуру (ниже 40 градусов по Цельсию) и сейсмичность до 8 баллов, противостоять волне высотой до 13 м, льду и торосам высотой до 6 м. Масса платформы составляет около 70 тыс. т. Длина сооружения составляет 96 м, его ширина – 89,9 м, общая высота основания – 30 м.

Платформа была построена за рубежом, но переоборудована и перепрофилирована из разведочной платформы в добывающую – в России. Эта работа была проведена на Амурском судостроительном заводе по проектам и при строительно-инжиниринговом сопровождении ЦКБ морской техники «Рубин» и Центрального научно-исследовательского и проектного института строительных металлоконструкций им. Н. П. Мельникова.

Основание платформы «Орлан» было построено и спроектировано российскими специалистами для круглогодичного разведочного бурения в арктических водах на глубине до 15 м. В Советской Гавани платформу модернизировали по проектам и при непосредственном участии специалистов старейшего российского конструкторского бюро – ЦКБ МТ «Рубин». После этого платформа отправилась на верфь в Южной Корее, где на ней смонтировали самую современную буровую установку, модули энергообеспечения, жилые блоки, производственное оборудование и многое другое для работы в автономном режиме.

Установка платформы «Орлан» была завершена в июле 2005 г., а буровые работы начаты в декабре того же года. Сталебетонная конструкция, на которой размещены буровой и жилой модули, используется для разработки юго-западной и юго-восточной части месторождения Чайво. Основание «Орлана» легко выдерживает натиск льда и гигантских торосов.

Продукция с платформ подается на береговой комплекс подготовки Чайво мощностью 34 тыс. т нефти в сутки, а затем на нефтеотгрузочный экспортный терминал в Де-Кастри в Хабаровском крае, откуда в октябре 2006 г. был начат экспорт нефти в страны АТР.

В ходе строительства БКП использовался метод модульного строительства сооружений, что позволило сэкономить значительные средства и время. Менее чем за 3 года было изготовлено 36 модулей общей массой около 40 тыс. т, произведены два цикла морской транспортировки с выгрузкой на Чайво, установка модулей, наладка и ввод в эксплуатацию всего комплекса.

Система транспортировки нефти «Сахалин-1» была введена в эксплуатацию в августе 2006 г. после завершения строительства трубопровода протяженностью 226 км, по которому нефть направляется с БКП Чайво через о. Сахалин и Татарский пролив к терминалу в Де-Кастри в Хабаровском крае. На терминале расположены два резервуара для хранения нефти вместимостью по 100 тыс. куб. м (650 тыс. баррелей) каждый, в которых хранится нефть до загрузки и отправки танкеров. Затем нефть подается по подводному загрузочному трубопроводу к выносному одноточечнному причалу (ВОП), расположенному в 5,7 км к востоку от полуострова Клыкова в заливе Чихачева.

Загрузка танкеров на нефтеотгрузочном терминале в Де-Кастри началась в сентябре 2006 г. Для круглогодичного экспорта нефти с терминала в Де-Кастри на мировые рынки используется специализированный флот танкеров с двойным корпусом класса «Афрамакс» грузоподъемностью до 100 тыс. т (720 тыс. баррелей) нефти. В рамках проекта через терминал ежегодно экспортируется порядка 12 млн т низкосернистой нефти марки «Сокол». Все члены консорциума «Сахалин-1» осуществляет продажу нефти от собственного имени. Осенью 2016 г. проект отметил 10-летие терминала: за это время было отгружено более 900 танкеров или порядка 90 млн т нефти.

Технологии: суровый субарктический климат, географическая удаленность и потенциальная сейсмическая активность в регионе делают «Сахалин-1» одним из самых сложных проектов ExxonMobil. В апреле 2015 г. на месторождении Чайво установлен мировой рекорд: завершено бурение самой протяженной скважины в мире. Эксплуатационная скважина О-14 пробурена в направлении крайней юго-восточной оконечности месторождения с буровой платформы «Орлан». Скважина имеет самую большую в мире протяженность по стволу, равную 13,5 км, с горизонтальным участком ствола длиной в 12,033 км. В настоящее время эксплуатационный фонд нефтяных скважин на месторождении Чайво включает более 40 скважин, многие из которых пробурены с рекордными показателями по протяженности, длине горизонтального участка и скорости проходки. 9 из 10 самых протяженных скважин в мире пробурены на месторождениях проекта «Сахалин-1».  :///