ЦБ РФ открыто вступился за российский рубль

рубль

Заниженные прогнозы в отношении курса рубля, которые не переставая дают некоторые российские правительственные чиновники, могут в конечном счете отрицательно сказаться на бюджетных показателях. Такое мнение высказала первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева на парламентских слушаниях по основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

«Нужно аккуратно прогнозировать курс, не допускать систематического занижения курса рубля, иначе дефицит начнет бесконтрольно расти, долг начнет бесконтрольно расти. Это создаст угрозу также для макроэкономической стабильности и для роста долгосрочных процентных ставок, — заявила Юдаева. — И нужно оценить, конечно, размер рынка заимствований, насколько рынок заимствований будет готов поглотить этот растущий государственный долг».

Упрек первого заместителя председателя Банка России адресован в первую очередь главе Минэкономразвития Максиму Орешкину. Он не устает повторять, что рубль вот-вот начнет слабеть. По прогнозу министерства, к концу года за доллар будут давать столько же, сколько сейчас за евро — около 68 рублей.

Отчасти Орешкин выдает желаемое за действительное. Низкий курс национальной валюты выгоден прежде всего экспортерам нефти и газа, ведь слабый рубль компенсирует низкие цены на энергоресурсы. Вместе с экспортерами чуть лучше почувствует себя государство, благодаря курсовому приросту нефтегазовых доходов казны.

Однако ЦБ РФ устами первого зампреда предостерегает экономическое ведомство от ставки на экспортные доходы. Слабый рубль — это еще и рост инфляции, и падение покупательной способности населения даже при номинальном росте его доходов. Всё это еще менее выгодно российскому бюджету. А цены на нефть, по мнению первого замглавы Банка России, могут оставаться на нынешнем невысоком уровне сколь угодно долго.

«Есть много аргументов в пользу того, что период низких цен [на нефть] может продлиться долго. Может быть, даже почти бесконечно. Сейчас все говорят про электромобили, про альтернативную энергетику…», — проиллюстрировала свою мысль Юдаева.

Действительно, попытки некоторых чиновников из экономического блока правительства РФ «нашаманить» слабый рубль могут не только свести на нет усилия ЦБ, направленные на обуздание инфляции и инфляционных ожиданий. Можно перестараться настолько, что прахом пойдет даже бюджет нынешнего года, которому правительство недавно сильно урезало дефицит. Новая волна относительного обеднения граждан может привести к срыву плана прироста ВВП, пока еще малозначительного, за счет очередного снижения потребления.

Напомним, в мае правительство России утвердило поправки в федеральный бюджет-2017, подготовленные Минфином. Финансовое ведомство, ожидая 1,144 трлн рублей дополнительных доходов, предложило увеличить расходы лишь на 315 млрд. Таким образом, дефицит бюджета автоматически сократился на 829 млрд рублей — до 1,924 трлн, или с 3,2% до 2,1% ВВП.  :///