Самая крупная платформа проекта «Сахалин-2»

Piltum Astohskoie

На Пильтун-Астохском нефтегазоконденсатном месторождении («Сахалин-2») начинала работать самая первая в России стационарная морская платформа – «Моликпак» (ПА-А), однако самой крупной платформой проекта стала впоследствии платформа «Пильтун-Астохская» (ПА-Б).

Расположено на северо-восточном шельфе острова Сахалина, в 90 км к северу от ближайшего населенного пункта – Оха. Находится на широте южного окончания Пильтунского залива, на расстоянии в 15-20 км от побережья острова, на глубине воды в 24-48 м.

Реализуется на условиях соглашения о разделе продукции (СРП), подписанного между компанией «Сахалин Энерджи» (создана в апреле 1994 г.) и Российской Федерацией (правительство РФ и администрация Сахалинской области) в июне 1994 г.

Первое в России СРП.

Оператор: «Сахалин Энерджи».

Среди акционеров компании: «Газпром» (50%+1 акция), концерн Shell (27,5%–1 акция), группа компаний Mitsui (12,5%), группа компаний Mitsubishi (10%).

Открыто: в 1986 г. в результате бурения поисковой скважины №1.

Запасы: свободного газа по категории А+В+С1 оцениваются в 73,6 млрд куб. м, конденсата – 5,9 млн т, нефти – 95,8 млн т извлекаемых;

по категории С2: 29,2 млрд куб. м газа, 2,4 млн т конденсата и 29,4 млн т нефти.
Добыча: промышленная добыча нефти с платформы «Моликпак» (ПА-А), установленной на Астохском участке Пильтун-Астохского месторождения, стартовала в 1999 г.

В конце 2008 г. началась добыча с платформы «Пильтун-Астохская» (ПА-Б), установленной на Пильтунской площади месторождения.

Платформы:

«Моликпак» (ПА-А) – первая в России стационарная морская платформа. Расположена в 16 км от побережья северо-восточной части острова Сахалин.

Установлена на глубине воды в 30 м. Ширина платформы – 120 м, вес – 37,5 тыс. т. Производственная мощность: нефть – 90 тыс. баррелей в сутки, попутный газ – 1,7 млн куб. м в сутки.

«Моликпак» представляет собой переоборудованную буровую установку, построенную в 1984 г. на японской верфи JMU, и использовавшуюся в арктических водах у побережья Канады.

В 1998 г. «Моликпак» была отбуксирована из моря Бофорта в канадской Арктике через Тихий океан в Южную Корею, где была переоборудована компанией Daewoo Heavy Industries Limited (DHI) на верфи в Окпо.

Для того чтобы «Моликпак» смогла работать на глубине воды в 30 м, на Амурском судостроительном заводе было построено стальное основание, спроектированное российскими проектно-конструкторскими организациями КБ «Рубин» и КБ им. Крылова. Основание было заполнено песком, что обеспечило прочную фиксацию сооружения на морском дне.

С 1999 г. по 2008 г. платформа «Моликпак» была центральным объектом производственно-добывающего комплекса «Витязь», в состав которого входили также двухкорпусное плавучее нефтехранилище (ПНХ) для хранения и отгрузки нефти – танкер «Оха», одноякорный причал (ОЯП) и подводный трубопровод. На комплексе выполнялись бурение, добыча и отгрузка нефти, а также связанные с этим вспомогательные и разведочные работы. Добыча нефти велась около шести месяцев в году в безледовый период.

С 2008 г. ведется круглогодичное производство. С платформы «Моликпак» нефть через транссахалинскую трубопроводную систему поступает на терминал отгрузки нефти комплекса «Пригородное».

Платформа «Пильтун-Астохская» (ПА-Б) – самая крупная платформа проекта «Сахалин-2». Спроектирована для круглогодичной эксплуатации на шельфе Охотского моря, с учетом возможных климатических условий, ледовых и сейсмических нагрузок, а также цунами. Установлена примерно в 12 км от северо-восточного побережья о. Сахалин в открытом море на глубине 32 м. Бетонное основание гравитационного типа с четырьмя опорами было спроектировано и построено в порту Восточном на Дальнем Востоке России компаниями Aker Kvaerner Technology AS и Quattrogemini OY. Установлено в августе 2005 г.

Верхние строения платформы построены на верфях Samsung Heavy Industries в Южной Корее; установлены в июле 2007 г. методом надвига на бетонное основание.

«Пильтун-Астохская» оснащена оборудованием для бурения, распределения углеводородов, жидкостей и воды, хранения химических материалов. Высота платформы составляет 121 м от морского дна до верхней точке палубы.

Производственная мощность достигает 70 тыс. баррелей нефти в сутки, 2,8 млн куб. м попутного газа в сутки.

Углеводороды поступают через транссахалинскую трубопроводную систему на завод по производству СПГ и терминал отгрузки нефти комплекса «Пригородное». Сейчас сюда поступает примерно 16 тыс. т нефти в сутки.

18 апреля 2017 г. «Сахалин Энерджи» отгрузила 500-ю партию нефти с производственного комплекса «Пригородное».

С декабря 2008 г. по апрель 2017 г. с производственного комплекса «Пригородное» компания экспортировала 359,9 млн баррелей или 46,2 млн т нефти.

Порт Пригородное в год способен принимать в среднем 60 нефтеналивных танкеров класса «Афрамакс». Развитая инфраструктура порта позволяет производить загрузку каждого танкера в течение 16 часов, при этом весь цикл портового обслуживания судна занимает 24 часа.
Доставка нефти покупателям производится тремя специализированными нефтеналивными танкерами Governor Farkhutdinov, Sakhalin Island и Zaliv Aniva, принадлежащими компании-судовладельцу «Совкомфлот» и зафрахтованными «Сахалин Энерджи» на длительный срок. Танкеры оборудованы носовым погрузочным устройством и имеют ледовый класс 1С, что позволяет им осуществлять круглогодично безопасную транспортировку углеводородов с Сахалина.
В 2014 г. «Сахалин Энерджи» вывела на мировой рынок легкую малосернистую нефть сорта «Сахалин Бленд». В 2016 г. отгружено 5,48 млн т (около 42,82 млн баррелей) нефти этого сорта. Всего покупателями нефтяной смеси в 2016 г. стали 14 компаний в шести странах. Доставка продукции производилась через 18 портов назначения и транзита в Японии, Китае, Южной Корее, Малайзии, на Филиппинах и в Сингапуре.
Технологии: на платформе «Моликпак» применен метод бурения с расширенным радиусом охвата отклоненных скважин с максимальным горизонтальным отклонением до 6 км и максимальной глубиной скважин до 6650 м.  :///