Министерское совещание стран — участниц венских соглашений о сокращении добычи нефти, завершившееся накануне в Санкт-Петербурге, продемонстрировало разлад в стане ОПЕК. Стало понятно, что некоторые члены картеля, участвующие в процессе снижения добычи, существенно превышают свои квоты. Однако ни публичное признание Организацией стран — экспортеров нефти своей вины за весенне-летнее снижение котировок, ни решение Саудовской Аравии ограничить экспорт сырья не помогут существенно укрепить цены. Об этом пишет американская деловая газета The Wall Street Journal (WSJ) по итогам прошедшей встречи клуба «ОПЕК+».
Саудовская Аравия сокращает экспорт нефти…
Издание отмечает, что до настоящего момента ОПЕК в основном винила сланцевый сектор США в низких ценах на нефть. Теперь же, наконец, была замечена в попытке поискать причину в себе. Появились явные свидетельства того, что некоторые участники венских соглашений, причем главным образом члены нефтяного картеля, нарушают условия сделки.
На прошлой неделе положение на рынке нефти стало критическим. Компания Petro-Logistics, отслеживающая нефтяные экспортные потоки, сообщила, что совокупная добыча ОПЕК в июле превысила 33 млн баррелей в сутки (б/с). Это, по подсчетам маркетинговой компании, на 145 тыс б/с больше июньского уровня и близко к рекордному уровню 2016 года.
Лидер нефтяного картеля Саудовская Аравия выразила намерение принять жесткие меры к странам организации, превышающим квоты. Но начать Эр-Рияд благородно решил с себя, ограничив собственный экспорт нефти примерно на 600 тыс б/с.
Королевство с января по май в среднем экспортировало 7,2 млн б/с нефти, теперь будет 6,6 млн. Аналитик банка SEB Бьярне Шильдроп считает, что вывод с рынка такого объема действительно может оказать воздействие на баланс спроса и предложения. Поэтому цены на нефть способны подняться, но ненадолго.
К тому же, как отмечают авторы статьи в WSJ, Саудовская Аравия летом всегда сокращает экспорт нефти. В стране по сезону растет внутренний спрос на нефть: увеличивается потребность в электроэнергии для питания кондиционеров и климатизаторов.
Хотя в принципе сигнал рынку нефти саудиты подают правильный. Дело в том, что добыча нефти ОПЕК с октября 2016-го, от которого ведется отсчет венских соглашений, по июнь 2017-го сократилась на 920 тыс б/с (данные Международного энергетического агентства — МЭА) из обещанных 1,2 млн б/с. Однако экспорт сырья из картеля за то же время снизился лишь на 120 тыс б/с, отметили в исследовательской компании Kpler, тоже отслеживающей морские грузоперевозки. То есть, несмотря на уменьшение добычи, страны организации в прошлом месяце направляли за рубеж почти такой же объем нефти, как и в прошлом октябре.
«Ключевым показателем для финансовых рынков стали данные по экспорту, — признал министр нефти Саудовской Аравии Халед Аль-Фалих. — Необходимо, чтобы они соответствовали данным по добыче».
Министр подчеркнул, что именно это несоответствие «является одной из причин для беспокойства».
…и призывает к тому же «братьев своих меньших»
Разумеется, Саудовской Аравии не под силу обуздать весь экспорт нефтяного картеля. Аль-Фалих из Санкт-Петербурга провел телеконференцию со странами, которые не сокращали добычу должным образом и не смогли принять участие во встрече. Министр объяснил это намерением «потребовать их участия в сделке и призвать к соблюдению договоренностей».
«Мы не собираемся сидеть сложа руки и просто наблюдать за происходящим, — заявил аль-Фалих на итоговой пресс-конференции. — Мы не позволим другим странам вести себя так, как им вздумается, и нарушать договоренности, превышая квоты».
Гневные тирады саудовского министра, конечно, можно отнести на счет Ливии и Нигерии. Однако ОПЕК сама освободила этих своих питомцев от обязанности соблюдать какие-либо квоты в рамках венской сделки. Слишком уж одно африканское государство настрадалось от гражданской войны, длящейся почти шесть лет, а другое — от террористов из дельты Нигера.
Нет, скорее, упреки аль-Фалиха адресованы Ираку и Объединенным Арабским Эмиратам. Второй и третий, соответственно, производители нефти в ОПЕК превышают установленные уровни добычи. Причем Ирак в последнее время делает это демонстративно.
«Мы провели очень тщательные обсуждения с теми странами, которые не соблюдают условия соглашения», — рассказал об итогах совещания аль-Фалих. И предупредил, что есть «механизмы, которые способны заставить страны полностью соблюдать квоты».
Конечно, серьезный разговор был у саудовского министра и с коллегой из Нигерии Эммануэлем Ибе Качикву. Тот, напомним, ранее заявил, что в Санкт-Петербург не приедет, хотя его там очень ждали. В итоге Нигерия согласилась ограничить нефтедобычу уровнем 1,8 млн б/с, сообщили представители ОПЕК. В июне, напомним этот показатель в стране составил около 1,6 млн б/с.
Точно так же Ливия после дистанционных переговоров пообещала увеличить свою добычу только до 1,25 млн б/с с нынешних 820 тыс. До свержения Муаммара Каддафи, революции и гражданской войны в этом государстве производили более 1,6 млн б/с нефти.
Саудовскую Аравию понять можно: от уровня цен на нефть зависит капитализация ее нефтяной госкомпании Saudi Aramco, первое публичное размещение акций которой намечено на 2018 год. Времени остается все меньше, а нефтяные котировки не растут. Аль-Фалих, находясь в жестком цейтноте, делает все возможное для их подъема.
Аналитики, однако, в основной массе убеждены, что рынок нефти проявит равнодушие к новым сокращениям добычи в ОПЕК. Во-первых, рыночная доля картеля уменьшится непременно в пользу производителей сланцевой нефти в США. Во-вторых, те же сланцевики быстро сведут на нет любое краткосрочное ралли цен. :///