МИД России и «Нафтогаз Украины» поспорили о газопроводе «Северный поток-2»

Северный поток-2

Строительство газопровода «Северный поток-2» не значит, что Россия совсем откажется от транзита топлива через газотранспортную систему Украины. Такая мысль содержится в комментарии заместителя директора Департамента информации и печати МИД РФ Анастасии Федоровой, опубликованном накануне вечером. Коммюнике посвящено подписанию закона о новых антироссийских санкциях США, которые теперь могут быть обращены и против европейских компаний, участвующих в проекте «Северный поток-2».

Вместе с тем дипломатическое ведомство отметило, что Украина, чтобы сохранить право на транзит российского газа, должна выполнить ряд условий.

«Что касается Украины, то концепция строительства “Северного потока-2” не подразумевает прекращения транзита российского газа по действующим газопроводам, — подчеркнула Федорова. — Сохранение транзита газа через Украину было бы возможным только в случае предоставления Киевом конкурентоспособных тарифов на транзит и нивелирования известных транзитных рисков, включая снятие всех претензий и отмену абсурдных исков в отношении “Газпрома”».

Украина не верит

На эти заявления уже ближе к ночи ответил коммерческий директор Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко. На своей страничке в Фейсбуке он написал, что Украина этим репликам из Москвы не верит.

«Этим заявлениям веры нет. Прошлый раз нас тоже уверяли, что запуск “Северного потока-1” не приведет к уменьшению транзита через Украину. Обманули, — пишет Витренко. — Мало того, еще недавно российская сторона публично заявляла, что ни при каких обстоятельствах транзита через Украину по окончанию (орфография сохранена – ред.) текущего контракта не будет».

По словам топ-менеджера «Нафтогаза», Россия заговорила о возможности сохранения украинского транзита только под давлением его компании. Такие реплики донеслись из Москвы, как только «Нафтогаз» потребовал в Стокгольмском арбитраже привести транспортный тариф в соответствие с европейской практикой.

«А эти условия позволяют нам требовать гораздо более высокой платы за транзит для покрытия наших увеличившихся расходов из-за необходимости ускоренно амортизировать нашу газотранспортную систему», — утверждает Витренко, подчеркивая, что на добрую волю «Газпрома» украинская сторона не рассчитывает.

Вот поэтому, учитывая эффективность такого давления, «Нафтогаз» не собирается снимать свои претензии к «Газпрому». Судебные споры с российской компанией в Стокгольме будут продолжены, заверил Витренко.

«Никто снимать претензии и отменять абсолютно обоснованные иски в отношении “Газпрома” не будет, — пишет коммерческий директор “Нафтогаза”. — Наш иск в Стокгольмском арбитраже по контракту на куплю-продажу газа был признан обоснованным, и наши требования были удовлетворены. <…> Наш иск по транзиту не менее обоснован. Так что выиграли по одному иску, рассчитываем на победу и по второму иску».

Стокгольмский арбитраж и требования АМКУ

«Газпром», правда, не согласен, что Стокгольмский суд по первому делу (о контракте на поставку газа Украине) принял сторону «Нафтогаза». В Киеве в конце мая, когда появилось промежуточное решение суда, поспешили отпраздновать победу. Однако все не так однозначно.

«Нафтогаз» уверен, что Стокгольмский арбитраж удовлетворил его основные требования: отменил контрактное условие “бери или плати” (take or pay), которое предусматривает оплату всего объема заказанного газа независимо от того, был он выбран или нет, и запрет на реэкспорт. Также принято решение о пересмотре формулы контрактной цены на российский газ начиная с 2014 года. «Газпром», изучив свой экземпляр, опроверг факт отмены судом правила «бери или плати». Зампред правления российского газового концерна Александр Медведев заявил, что баланс судебного решения в целом складывается в пользу «Газпрома».

Окончательный вердикт суда появится только в конце ноября. По результатам процесса стороны сами должны будут подсчитать взаимные финансовые обязанности. Если они с этим самостоятельно не справятся, им придется вновь обращаться в Стокгольмский арбитраж. По состоянию на декабрь 2016-го, когда в Стокгольме завершились слушания, «Газпром» требовал с «Нафтогаза» 37 млрд долларов, «Нафтогаз» с «Газпрома» — 26,6 млрд.

Однако помимо исков в Стокгольмском суде претензии к «Газпрому» выдвинул также Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). В январе 2016-го он оштрафовал российскую компанию на 85 млрд гривен (по курсу на 31 марта 2017-го – 3,2 млрд долларов). Штраф был выписан за то, что российская компания якобы злоупотребляла монопольным положением на украинском рынке транзита природного газа. «Газпром» активно оспаривал это решение, называя обвинения АМКУ абсурдными, поскольку никакого бизнеса газовый концерн на Украине не ведет. Однако ни одно его заявление так и не было рассмотрено украинскими судами по существу.

АМКУ осенью 2016-го подал иск в Хозяйственный суд Киева о принудительном взыскании с «Газпрома» штрафа, который удвоился за счет пени. Иск был удовлетворен в декабре, решение о принудительном взыскании штрафа направили судебным приставам.

В мае началось исполнительное производство на сумму 189,125 млрд украинских гривен (по курсу на тот момент – 394,687 млрд рублей). Сумма состоит из собственно штрафа (171,9 млрд украинских гривен, или 6 млрд долларов) и 17,193 млрд гривен исполнительного сбора. Но пока взыскание штрафа АМКУ с «Газпрома» идет не очень споро.

Потечет ли «Северный поток-2»?

В подписанном накануне президентом США Дональдом Трампом «Законе о противодействии противникам Америки посредством санкций» прямо упоминается проект «Северный поток-2». Закон требует от американского правительства продолжать противодействовать строительству газопровода. В качестве рычагов воздействия предусмотрены санкции против компаний или граждан, намеренных вложить в строительство российских экспортных трубопроводов более 5 млн долларов за год или 1 млн долларов единовременно. Наказания могут быть наложены и на тех, кто предоставляет таким проектам какие-либо услуги или технологии и даже оказывает информационную поддержку.

Также в документе сказано, что «правительству США следует сделать приоритетом экспорт американских энергоресурсов» в ЕС, «чтобы создавать рабочие места» в собственной экономике. Еврокомиссия уже сформулировала возражения против новых санкций, считая недопустимым вмешательство США в дела европейской энергетики.

Газопровод «Северный поток-2» должен удвоить мощность действующего «Северного потока» (с 55 до 110 млрд кубометров в год), рядом с которым и будет проложен от балтийского побережья России до Германии. Начать строить «Северный поток-2» планируется во второй половине 2018 года, а ввести его в строй – в конце 2019-го. Партнеры «Газпрома» по проекту – немецкие Uniper (выделена из E.ON) и BASF/Wintershall, австрийская OMV, французская Engie и англо-голландская Shell.

В апреле нынешнего года российский концерн подписал с каждым из партнеров соглашения по поводу модели финансирования проекта. Европейские компании уже перечислили первые деньги на строительство газопровода. Но теперь они рискуют попасть под санкции США.  :///