Премьер-министры трех стран Балтии проведут на этой неделе встречу, на которой будет обсуждаться вопрос общего рынка сжиженного природного газа (СПГ), сообщает информресурс Stolitsa.ee.
Так, 11 августа, главы прибудут на газохранилище в латвийском Инчукалнсе, а затем ни посетят эстонский город Пярну, где пройдет встреча Балтийского совета министров под председательством Эстонии.
Латвийские власти предлагают двум другим странам Балтии достичь договоренности по так называемому “региональному пакету СПГ” и дать оценку значению плавучего СПГ-терминала в Клайпеде, будущему эстонскому терминалу для перевалки СПГ и газохранилищу в Инчукалнсе. Ранее Литва пыталась добиться признания клайпедского терминала Independence региональным, поскольку претендует на финансовую помощь Евросоюза для выкупа судна-газохранилища у норвежской компании Hoegh LNG. Но тогда она не заручилась поддержкой Латвии и Эстонии. Литву очень не устраивает, что она платит за аренду судна-газохранилища по 60 млн евро в год.
Теперь Литва решила сменить тактику и предлагает Латвии и Эстонии заключить соглашение, которое охватило бы СПГ-объекты во всех трех странах. Литва мотивирует это тем, что такое соглашение даст возможность совместно добиваться финансирования ЕС.
“Мы не говорим о региональном терминале — мы говорим о региональном пакете СПГ”, – сказал советник премьера Литвы Дейвидас Матулёнис, по словам которого такое соглашение повысило бы шансы всех прибалтийских стран получить финансирование Евросоюза. Также отмечается, что в результате договоренностей могли бы понизиться и цены на «голубое топливо» – примерно на 5-7%. Даже в условиях конкуренции с российским газовым холдингом “Газпром”.
“Мы нашли новые компромиссные решения и декларируем, что затраты на выкуп и содержание клайпедского терминала не лягут на плечи потребителей Латвии и Эстонии”, – заявил Матулёнис.
СПГ-терминал в Клайпеде, безусловно, повышает безопасность газоснабжения Литвы, но без соответствующей инфраструктуры он не в состоянии изменить газовую ситуацию во всей Балтии.
Ранее некоторые эксперты заявляли, что регазификационный терминал в Клайпеде с его нынешними возможностями в принципе стал «огромной ошибкой». За все время работы его ни разу не удавалось использовать даже наполовину производственной мощности. :///