Почему “энергетические дрязги” внутри Украины начинают беспокоить европейцев

Украина ГТС

Украина подрывает европейскую энергобезопасность, пишет немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten.

Издание напоминает, что еще в 2009 году Украина, Еврокомиссия (ЕК), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также Всемирный банк (ВБ) подписали совместное соглашение, согласно которому для Украины была разработана программа по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Сумма инвестиций была определена в размере 3,2 млрд долларов.

Но модернизация ГТС Украины идет медленными темпами – и практически прекращена в настоящее время. Немецкое издание это связывает в том числе и с высоким уровнем коррупции в энергетической сфере Украины, что недавно косвенно и подтвердил глава Минэнергоугля страны Игорь Насалик, который заявил, что Украина уже в краткосрочной перспективе, возможно,  будет не в состоянии обеспечивать транзитные поставки российского газа в европейские страны из-за изношенности ГТС, отмечает немецкое издание.

Однако некоторые эксперты связывают «энергетические дрязги» внутри Украины с борьбой кланов. Так, например, за главой «Нафтогаза Украины» Игорем Коболевом, которого, в частности и обвинил Насалик в саботаже модернизации украинской ГТС, вероятно, стоят крупные западные финансовые институты и компании, которые заинтересованы в том, чтобы почти бесплатно заполучить газотранспортную систему страны, получая половину прибыли от транспортировки газа.  За Насаликом стоят местные бизнесмены от «энергетики», которые практически открытым текстом говорят, что “схема Коболева” предполагает лишение бюджета Украины половины транзитных денег, которые будут уходить западным “партнерам”. Но в любом случае борьба за ГТС Украины пока только начинается – и она будет разгораться по мере возникновения очередных проблем с реализацией проекта строительства газотранспортной магистрали “Северный поток-2”.

В частности Насалик утверждал, что оператор ГТС Украины “Укртрансгаз” скоро может просто лишиться технической возможности транспортировать российский газ в европейские страны, поскольку «Нафтогаз» резко сократил инвестиции в поддержание ГТС в рабочем состоянии.

“Я считаю бессмысленной политику “Нафтогаза” по транспортной системе – они для себя ее уже вычеркнули и не рассматривают в 2019 году», – говорил Насалик. Напомним, ранее “Нафтогаз Украины” скорректировал проект финансового плана в части инвестирования в ГТС, обосновывая это риском прекращения транзита российского газа после 2019 года.

Но, как считает Насалик, ставить крест на украинских транзитных мощностях, пока рано. “Последние решения, которые были приняты, в том числе США, по санкциям по России и “Северному потоку-2“, где блокируется это строительство, делается акцент именно на украинской ГТС “, – уверял Насалик, очевидно полагая, что США с помощью санкций отстоят транзитную систему Украины.

Но в целом глава Минэнергоугля Украины прав. Износ украинской ГТС приближается к критической отметке – необходимо примерно 9 млрд долларов на ее модернизацию, что сопоставимо со стоимостью строительства «Северного потока-2». Поэтому европейцы, в общем-то, не спешат вкладывать деньги в ГТС Украины – перспективней и дешевле построить новую трубу, которая позволит отказаться от издержек по транспортировке из транзитных стран, чем поддерживать устаревшую газотранспортную систему Украины. Однако это не отменяет и того, что и в Европе существуют определенные финансовые группы, которые надеются на срыв проекта «Северный поток-2» и делают ставку на газотранспортную систему Украины после 2019 года, когда Москве и Киеву нужно будет подписывать новый транзитный контракт. Вопрос в том – чьи переговорные позиции к тому времени будут сильнее.

Минэнергоугля Украины и «Нафтогаз» никак не могут поделить деньги, которые они в будущем надеются получать за транзит российского газа в Европу, которым, возможно, будет заниматься новое предприятие Украины и ЕС – «Магистральные газопроводы Украины». «Нафтогаз» и некоторые заинтересованные лица в Европе пытаются оформить контроль над «Укртрансгазом» и оттеснить правительство.

Менеджмент “Нафтогаза” отстаивает интересы европейских бизнес-структур, близких к ЕБРР и Мировому банку – все они выдают Украине кредиты, включая и деньги, на которые Украина покупает «голубое топливо» по реверсу именно в Европе, а не закупает напрямую в России. Попросту говоря, речь идет о борьбе между европейским и украинским капиталом за контроль над доходами от транзита российского газа в европейские страны. :///