Битва за “газовый пирог” на Украине в самом разгаре

Украина цены на газ

На Украине давно зрел конфликт из-за одного из самых доходных бизнесов — транспортировки газа. А теперь этот конфликт вышел в публичную плоскость. За право владения ГТС Украины «вошли в сшибку» менеджмент «Нафтогаза Украины» и украинские власти. У всех свой интерес — и ни один из них по большому счету неинтересен «Газпрому».

Так, «Нафтогаз» хочет назначить на должность президента «Укртрансгаза» (оператор ГТС Украины) польского гражданина Павла Станчака, который в настоящее время работает техническим директором – членом правления польской PGNiG Technologie S.A., отвечая за проектирование и строительство новых газопроводов. Но это лишь ширма, за которой прячется вполне себе понятный экономический интерес определенных групп людей – как на Украине, так и за рубежом.

В Минэнергоугля Украины обвиняют «Нафтогаз» в том, что украинский газовый холдинг проводит «бессмысленную политику» по газотранспортной системе, в результате чего уже в краткосрочной перспективе «Укртрансгаз» может быть «технически не готов к прокачке газа», поскольку инвестиций в поддержание трубы в работоспособном состоянии нет. Глава Минэнергоугля Украины Игорь Насалик открыто обвиняет менеджмент «Нафтогаза» в саботаже.

Но глава «Нафтогаза» Андрей Коболев парирует министру, обвиняя его в росте цен на импортный газ:

«В прошлом году громкие заявления министра о недостаточности газа в украинских ПХГ стали одной из главных причин спекулятивного роста цен на газ в ЕС, это стоило Украине нескольких десятков миллионов долларов, на которые выросла цена импортируемого газа. Теперь заявления о неспособности украинской газотранспортной системы «прокачивать газ». Есть такие друзья, с которыми и враги не нужны».

С одной стороны, в Минэнерго России уже давно говорили о рисках транзита российского «голубого топлива» через Украину, так как украинская ГТС сильно изношена. С другой стороны, Еврокомиссия также озадачена этой же проблемой, но явно не спешит вмешиваться в конфликт — более того, просит РФ перенести переговоры по газу до середины осени, когда наступает новый отопительный сезон.

На самом же деле Минэнергоугля Украины и «Нафтогаз» никак не могут поделить деньги, которые они в будущем надеются получать за транзит российского газа в Европу. Причем Минэнергоугля выступает лоббистом местных олигархов, а «Нафтогаз» хочет соблюсти в том числе как европейские, так и американские интересы.

«Одной из важных составляющих конфликта является контроль за предприятием «Укртрансгаз». Это компания, которая передаст свое имущество и функции оператора украинской ГТС в будущее совместное предприятие Украины и ЕС – «Магистральные газопроводы Украины». Данное предприятие будет заниматься, в частности, транзитом газа. Вот и идет борьба за то, кто будет контролировать транзитную трубу и доходы, которые она приносит. «Нафтогаз» и его европейские консультанты пытаются оформить единоличный контроль над «Укртрансгазом» и оттеснить правительство», – пояснил суть конфликта член наблюдательного совета украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

По его словам, если президентом “Нафтогаза” назначат поляка, у которого, к слову, «мало компетенций в выполнении технических работ», то это означает лишь дно: «Нафтогаз» хочет «узурпировать контроль над транзитом», создав совместное предприятие с европейским партнером. Но, как поясняет Корольчук, «менеджмент “Нафтогаза” отстаивает интересы европейских бизнес-структур, близких к ЕБРР и Мировому банку» – все они выдают Украине кредиты, включая и средства, на которые Киев покупает реверсный газ в Евросоюзе. По сути, все тот же российский газ, но с наценкой.

Проще говоря, в данном случае речь идет о борьбе между европейским и украинским капиталом за контроль над доходами от транзита российского газа в европейские страны. Установление полного контроля «Нафтогаза» вместе с партнерами из Европы дает полный контроль над новой компанией: следовательно, дальнейшие переговоры с «Газпромом» о новом газовом контракте после 2019 года (особенно, если России все же не дадут построить «Северный поток-2») будут вестись с позиции выгоды именно Евросоюза, а не Украины, ведь новая компания «Магистральные газопроводы Украины» полностью попадет под контроль европейских и американских финансовых структур. Они-то, собственно, и стоят за главой «Нафтогаза» Коболевым, говорит Корольчук, отмечая при этом, что тогда могут выставляться не только экономические, но и политические требования, но результат будет один — Украина потеряет транзитный суверенитет, что, безусловно, нанесет украинскому бюджету урон, поскольку европейский партнер «Нафтогаза» будет получать половину прибыли от транзита.

«Если будем получать 1,5 млрд долларов за транзит 60 млрд кубов, значит, половину отдадим европейскому партнеру. Более того, «Нафтогаз» может отказаться направить эти деньги в украинский бюджет, а распорядится направить их, например, на закупку газа, оборудования или другие цели», – прогнозирует Ковальчук, который сомневается, что иностранные инвесторы будут инвестировать в украинскую ГТС. Они просто получат свою долю практически задаром.

«Это доля просто за то, что они наши европейские партнеры. В законе так и сказано: должен быть найден европейский партнер для управления ГТС Украины. Их ключевая задача – подписать транзитный договор с «Газпромом». В итоге транзитный договор будет подписан как бы не с Украиной, а с европейской компанией», – замечает Ковальчук.

Понятно, что европейцы действуют исключительно в своих корыстных интересах, ведь они дают Украине кредиты — в том числе и на закупку реверсного газа у западных компаний, но при этом запрещают напрямую покупать «голубое топливо» у РФ.

Европейцев мало волнует, что украинские потребители за этот газ заметно переплачивают. Особенно это не интересует и США, у которых свой интерес: во-первых, они не скрывают, что, навредив «Газпрому», они нанесут урон и российскому бюджету; во-вторых, американцы хотят наладить поставки своего сжиженного природного газа в Европу, а «Газпром» в данном случае серьезный конкурент, позиции которого нужно существенно ослабить. Поэтому под санкции и попал проект строительства газопровода «Северный поток-2».

Для российского газового холдинга, по большому счету, без разницы, кто победит — Минэнергоугля Украины или «Нафтогаз» со-партнерами: договариваться будет сложно и с теми, и с теми. Поэтому Россия и спешит завершить проект «Северный поток-2», чтобы не зависеть от украинской ГТС. Под чьим бы контролем она не находилась. К тому же, «Северный поток-2» даст возможность экспортировать российское «голубое топливо» в европейские страны дешевле, чем через территорию Украину, где различные кланы пытаются распилить «газовый пирог».  :///