В состоянии ли Россия пересесть на электромобили?

Ford электромобили

Электромобили сейчас активно внедряются по всему миру. Правительства ведущих стран стимулируют компании производить, а граждан — пересаживаться на экологически чистый вид транспорта. Однако большинство экспертов, опрошенных ТАСС, считает, что в России такой переход невозможен.

Социальный фактор

Для начала немного статистики. По данным аналитического агентства «Автостат», за первые пять месяцев 2017 года в РФ был продан 21 новый электромобиль (в январе — мае 2016-го было чуть больше — 25). В основном россияне покупали электрокары марки Tesla (15 штук), оставшиеся шесть моделей поровну поделили компании Renault и Nissan. По итогам прошлого года российский рынок электромобилей показал снижение на 28,4%: продали 83 новых машины против 116 штук в 2015-м.

Такая картина совсем не напоминает ажиотаж на рынке. Опрошенные информагентством эксперты считают, что если россияне и начнут пересаживаться на электромобили, то не массово и очень постепенно. Первый барьер на пути их тотального внедрения в России — высокая цена. Так считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

«Электромобиль сегодня — дорогая штука. У нас масса социальных дырок не закрыто, особенно на региональном, да и федеральном уровнях. На этом фоне давать преимущество в откровенном лакшери-сегменте — абсолютно не очевидно. Уже не с точки зрения транспорта, экологии, а с точки зрения социальной политики», — рассуждает Блинкин.

Под «преимуществами» ученый имеет в виду планируемые в РФ меры поддержки развития электротранспорта. Уже звучали предложения освободить владельцев электрокаров от уплаты транспортного налога или снизить для них стоимость страхового полиса ОСАГО. Однако это не поможет мотивировать рядового гражданина на покупку электромобиля, который в четыре-пять раз дороже схожей по характеристикам машины с двигателем внутреннего сгорания.

Управляющий партнер компании Moscow Tesla Club (первый в России салон электромобилей) Игорь Антаров рассказал, что новый автомобиль марки Tesla в России стоит от 120 до 240 тыс евро, то есть примерно 8,5-16 млн рублей. Плюс нужно купить зарядную станцию, цена которой около 120 тыс рублей.

Одного с экспертами мнения придерживаются и производители традиционных автомобилей. По мнению официального представителя «АвтоВАЗа» Сергея Ильинского, российский автопром в перспективе технологически готов выпускать электромобили, но эти технологии дороги для массового потребителя. А директор по корпоративным коммуникациям «BMW Group Россия» Василий Мельников пояснил, что позволить себе эксплуатацию электрокара может далеко не каждый россиянин.

«Развитие рынка электрических автомобилей в России на данный момент находится в зачаточном состоянии, то есть это единицы проданных автомобилей. Держится рынок в основном за счет клиентов из высокодоходного сегмента, так как только они могут обеспечить себя необходимой инфраструктурой для использования электрического транспорта», — констатировал Мельников.

Неразвитая инфраструктура

А еще понадобится развивать зарядную инфраструктуру для электромобилей. Бизнесу справится с этой задачей не под силу — нужна политическая воля региональных и местных властей. И если в Москве и других крупных мегаполисах проявлений такой воли может хватить для обустройства нужного количества зарядных станций, то в глубинке…

Еще в 2015 году российское представительство Renault и «Россети» заключили соглашение о совместном создании зарядной инфраструктуры для электрокаров. В феврале 2017-го на Сочинском инвестиционном форуме компании подписали трехстороннее соглашение с администрацией Краснодарского края о создании благоприятных условий для развития электротранспорта в регионе. В качестве пилотного проекта были определены «зеленые зоны» в пределах Сочи, Адлера и Олимпийского парка, куда могли бы въезжать исключительно электромобили. Однако их продажи в РФ с тех пор только падают.

Кроме того, ныне выпускаемые электромобили по своим техническим характеристикам не очень подходят для езды по России. Так считает партнер агентства «Автостат», известный автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

«На нынешнем этапе технологического развития электромобиль хорош в странах, где тепло, где ровные дороги и нет пробок, — уверен Моржаретто. — В России пока все против электромобилей, если, конечно, не будет серьезного технологического рывка. Например, какая-то из компаний не сделает, наконец-то, емкий аккумулятор, который бы был при этом еще и не дорогим, и обеспечивал при этом запас хода на 1000 километров, и заряжался бы за пять минут».

Блинкин согласен с мнением эксперта «Автостата». По словам директора Института экономики транспорта ВШЭ, для того чтобы массовый сегмент покупателей переключился на электромобили, нужны существенные сдвиги в соотношении «цена — качество».

Но даже если зарядную инфраструктуру в стране худо-бедно удастся наладить, сложности с использованием электрокаров в городской среде останутся, считает Блинкин. Как, например, организовать персональную зарядку для своего авто человеку, живущему в многоквартирном доме на 28-м этаже? В Америке и Европе владельцам электромобилей такие проблемы неведомы, так как живут они, как правило, в собственных пригородных домах.

Если не электромобили, то что?

«Тотального перехода на электромобили не будет нигде, в том числе и в России», — пессимистично резюмирует Блинкин.

Другие опрошенные ТАСС эксперты полагают, что скорее в нашей стране будет расти рынок автомобилей на альтернативном топливе. То есть в тренде окажутся машины, ездящие на газу, на водородном топливе. На худой конец — «гибриды». А что же электромобили в чистом виде?

«Пока это экономически достаточно непредсказуемый вариант, но заниматься этим надо, поскольку это реальный мировой тренд, — говорит Маржоретто. — Однако я всегда говорю, что у нас свой путь. Для нас наиболее существенно развитие транспорта на газу, на газомоторном топливе — это для России более актуально».

Конечно, мир сегодня активно ищет альтернативный экологичный транспорт, который не будет загрязнять природную среду. Электромобили бесспорно займут гораздо больший сегмент автомобильного рынка, чем в настоящий момент. Но, по мнению российских экспертов, совершенно точно не станут единственным транспортом будущего.  :///