Активисты «Гринписа» остановили бурение Statoil в Баренцевом море

Arctic Sunrise Statoil Норвегия
Фото: gcaptain.com

Норвежский нефтегазовый гигант Statoil вынужден был остановить бурение на одной из скважин в Баренцевом море из-за того, что близко к буровой платформе подошло судно «Гринписа» Arctic Sunrise. Об этом сообщает Норвежское телеграфное бюро (NTB) со ссылкой на заявление компании.

В пресс-службе уточнили, что судно с активистами-экологами на борту накануне днем вошло в 500-метровую зону безопасности вокруг плавучей буровой. Такое вторжение в Statoil назвали «незаконным» и безответственным. Продолжать бурение в подобных условиях нельзя по соображениям безопасности.

«Нарушать границы зоны безопасности незаконно и безответственно. Мы попросили их («гринписовцев» – ред.) покинуть ее, но пока что они не выполнили наших требований», — рассказал представитель Statoil Муртен Эк.

Сейчас норвежская нефтегазовая госкомпания бурит разведочную скважину «Корпфьелль» на лицензионном участке PL859 (блок 7435/12) вблизи от норвежско-российской морской границы. Он расположен недалеко от острова Медвежьего — самого южного в архипелаге Шпицберген. По мнению экологов из «Гринписа», бурение в этом месте представляет угрозу для гнездящихся на Медвежьем птиц.

Позднее береговая охрана Норвегии прибыла к платформе Statoil. Arctic Sunrise, на котором было 35 протестующих из 25 государств, в том числе из России, задержали. Судно отбуксировали в порт Тромсё.

Statoil и ее партнеры получили право вести на участке PL859 геологоразведку и добычу углеводородов по итогам 23-го лицензионного раунда летом прошлого года. В консорциуме, созданном для освоения участка, норвежскому нефтегазовому гиганту принадлежит 30%. По 20% — у местной «дочки» американской Chevron и у еще одной норвежской госкомпании Petoro, по 15% — у шведской Lundin и американской ConocoPhillips.

Эксперты из норвежской консалтинговой компании Rystad Energy считают, что в районе бурения «Корпфьелль» находится перспективное месторождение углеводородов. Его извлекаемые запасы могут доходить до 10 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Если данный прогноз верен, местный промысел станет одним из крупнейших среди тех, что когда-либо были открыты на шельфе Норвегии.

«Гринпис» давно протестует против разведки и добычи углеводородов в Баренцевом море. Экологи полагают, что любая авария на буровой вблизи границы льдов может нанести невосполнимый ущерб хрупким арктическим экосистемам. Statoil, в свою очередь, не устает заявлять, что бурит используя передовые технологии и принимая все возможные меры безопасности.

Судно Arctic Sunrise не в первый раз препятствует работе нефтяных компаний на арктическом шельфе. Самый громкий инцидент с участием гринписовского судна случился 18 сентября 2013 года у российской платформы «Приразломная» в Печорском море. Активисты природоохранной организации попытались высадиться на платформу, но их действия были пресечены пограничниками. Судно на буксире доставили в Мурманск, а 30 человек, находившихся на борту, арестовали.

Сначала их действия квалифицировались как пиратство, что вызвало большой резонанс в мире. Однако в ходе разбирательств обвинения российской стороны были смягчены: всем участникам «высадки» вменили в вину хулиганство. А затем дело против них прекратили по амнистии в честь 20-летия Конституции РФ.

К 29 декабря последний фигурант был выпущен на свободу. Но судно «Гринписа», ходившее под флагом Нидерландов, осталось под арестом в порту Мурманска. Лишь в августе 2014-го Arctic Sunrise вернули в Амстердам, при этом судовладельцы утверждают, что была утрачена значительная часть находившегося на нем оборудования.

В 2015 году Постоянная палата третейского суда в Гааге постановила, что Россия должна выплатить компенсацию Нидерландам по делу о задержании судна Arctic Sunrise. А месяц назад Международный арбитражный трибунал присудил голландским властям почти 5,4 млн евро компенсации.  :///