Польша будет снова и снова “кусать” “Газпром” по вопросу газопровода OPAL

PGNiG

Польская энергетическая госкомпания PGNiG считает, что не проиграла в европейском суде по делу о допуске «Газпрома» к мощностям газопровода OPAL, который проложен на территории Германии и является составной частью газопровода «Северный поток-1». Об этом, в частности, заявил сегодня на пресс-конференции глава PGNiG Петр Возняк.

“Ожидаем окончательного вердикта Суда ЕС в 2019 году. Дело продолжается вне зависимости от снятия обеспечительных мер”, – заявил Возняк.

По его мнению, использование газопровода OPAL в настоящее время связано с серьезным риском, хотя “по заверениям правительства Германии, озвученным перед Судом ЕС, с июля 2017 года все новые аукционы на мощности газопровода содержат пункт о том, что предоставленные мощности будут немедленно аннулированы без компенсаций после решения Суда ЕС о недействительности постановления Еврокомиссии по делу OPAL”.

“Мы не проиграли процесс. Использование газопровода OPAL связано сейчас с серьезным риском”, – заявил глава польской энергетической компании.

Недавно Польша потерпела первое серьезное поражение в своей войне с “Газпромом”. И теперь она начинает новую атаку на российский газовый холдинг. Как ранее заявил глава МИД Польши Витольд Ващиковский, его страна продолжит добиваться отмены решения Еврокомиссии (ЕК), которая разрешила «Газпрому» осенью прошлого года использовать до 90% мощности газопровода Opal, инициировав судебные разбирательства в европейских судах.

Причем, по словам того же Ващиковского, Польша ни имеет ничего против закупок российского газа и после 2020 года, когда истечет действующий контракт, хотя постоянно и твердит о своей энергетической безопасности и энергетической безопансости Евросоюза, которая, по мнению польской стороны, слишком уязвима, так как Россия является ключевым поставщиком газа на рынок Европы. Впрочем, Варшава, похоже, своими действиями хочет выторговать лучшую стартовую позицию перед перед началом переговоров о поставках российских энергоносителей, поскольку намерена потребовать серьезно снизить цену на российское «голубое топливо». Но куда более дорогой катарский сжиженный газ, который Польша получает, у нее почему-то возмущения не вызывает.

Напомним, в конце октября ЕК одобрила расширение доступа «Газпрома» к газопроводу OPAL, который является продолжением уже действующего газопровода «Северный поток-1», соединяя его с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. Газ поступает в Германию до границы с Чехией.

Из-за ограничений европейских регуляторов российский холдинг мог использовать для подачи топлива только половину этой трубы общей пропускной способностью 25,6 млрд кубометров в год. То есть, исключительное право российского газового холдинга на использование этой трубы осталось на 50%, до 12,8 млрд кубометров ежегодно. Но ЕК также  разрешила “Газпрому” участвовать в аукционах на еще 40% распределяемой пропускной способности Opal. Но с оговоркой, что тот должен предлагать “базовую цену, не превышающую среднюю цену сопоставимых мощностей в других трубопроводах”.

«Газпром» почти пять лет добивался расширения доступа к мощностям OPAL, однако ЕК ранее в этом отказывала. Только 28 октября 2016 года ЕК одобрила исключение 50% мощностей немецкого газопровода из Третьего энергопакета, дав возможность «Газпрому» увеличить прокачку газа в Европу.

В ЕС действует так называемый Третий энергопакет, согласно которому владелец газа не может быть монополистом и в области транспортировки энергоресурсов. К нему и апеллируют польские власти, активно поддерживаемые Украиной. На самом деле, все эти иски призваны затруднить насколько возможно строительство газопровода «Северный поток-2».

Польша и Украина хотят внедрить свои нефтегазовые компании в четырехстороннее соглашение по OPAL. Так, PGNiG (Polskie Górnictwo Naftowe i Gazownictwo) и “Нафтогаз Украины” ранее подали в Федеральное сетевое агентство Германии (Bundesnetzagentur, BNetzA) заявку на процедурное участие в договоре на использование мощностей газопровода.

История вопроса

Октябрьское решение Еврокомиссии оспорила Польша в лице правительства и нефтегазовой госкомпании PGNiG. В обеспечение их исков решение было на время заблокировано судами – “Газпром” снова лишился возможности прокачивать дополнительные объемы по газопроводу OPAL. Варшава и поддерживаемый ею Киев сразу же тогда ополчились на октябрьское решение ЕК. Ведь расширение доступа России к немецкой трубе автоматически означает ослабление напора в украинской, по которой получает газ и Польша.

В течение первой половины декабря 2016 года из Варшавы в Люксембург, где базируется Европейский суд, поступило сразу три иска. Два из них – от нефтегазовой госкорпорации PGNiG, один – от правительства Польши. Еще один – польская госкомпания и ее немецкое подразделение PGNiG Supply & Trading GmbH отнесли в окружной суд Дюссельдорфа. Обе судебные инстанции последовательно наложили запрет на проведение новых аукционов на свободные мощности газопровода Opal.

Однако в конце июля Европейский и Дюссельдорфский суды, один за другим, этот обеспечительный запрет сняли. Скорее всего, такие вердикты косвенно спровоцировала сама Польша. Сейчас она проводит судебную реформу, которая вызвала много вопросов и возражений в ЕС. Вероятно, Брюссель решил как следует надавить на Варшаву. “Газпром” тут же существенно нарастил прокачку газа по OPAL.

Естественно, польская сторона вновь стала сокрушаться по поводу расширения роли России на газовом рынке ЕС. В Варшаве опять запричитали, что снятие ограничений с «Газпрома» подрывает основы свободной конкуренции и ставит под удар энергетическую безопасность ЕС.

В ответ Германия спокойно заверила всю Европу, что у «Газпрома» по-прежнему нет никаких исключительных прав на дополнительные мощности газопровода Opal.  :///