Почему либерализация экспорта газа из РФ похоронит «Северный поток-2»?

Северный поток-2

Либерализация экспорта трубопроводного газа из РФ, которой сейчас активно добиваются независимые газодобытчики, угрожает позициям «Газпрома» на европейском рынке. Принятие такого решения, которое уже обсуждается в правительственных кругах, может, например, запросто похоронить проект «Северный поток-2». Почему — об этом речь в статье, опубликованной агентством ПРАЙМ.

Отмена монополии «Газпрома» на экспортную трубу недавно всерьез обсуждалась на Совете безопасности РФ. Газовый экспорт для России — стратегическая отрасль. Отсутствие конкуренции на этом направлении может в определенных условиях негативно сказаться на благосостоянии государства. Поэтому Совбез озаботился проблемой и попросил правительство определить условия, при которых доступ к трубам «Газпрома» может быть предоставлен независимым газодобытчикам.

На самом деле, такое обсуждение спровоцировала чрезмерная активность «Роснефти», страстно желающей, чтобы экспорт трубопроводного газа из России демонополизировали. Крупнейшая нефтяная компания РФ располагает большими возможностями для развития газового бизнеса. Запасы газа на месторождениях «Роснефти» по российской классификации АBC1+C2 достигли 7,6 трлн кубометров, а потенциальные ресурсы на шельфе исчисляются 22,7 трлн кубометров. Компания планирует к 2020 году довести объемы добычи газа до 100 млрд кубометров в год.

Уже в прошлом году «Роснефть» обошла НОВАТЭК, став российским лидером среди независимых газодобытчиков с объемом 67,1 млрд кубометров. А в январе — июле 2017-го нефтяная компания увеличила добычу газа еще на 2,5% по сравнению с тем же прошлогодним периодом – до 39,4 млрд кубометров.

Что же со всем этим богатством делать? Пока «Роснефть» вынуждена продавать свой газ на внутреннем рынке. Однако цены на топливо внутри страны низки. По результатам последних биржевых торгов на СПбМТСБ, стоимость природного газа не превышала 3100 рублей (около 52 долларов) за 1000 кубометров на КС «Надым». Сравним со средней ценой на газ, поставляемый «Газпромом» в страны дальнего зарубежья в 2016 году — 167 долларов за 1000 кубов. А в нынешнем году она должна превысить 180 долларов.

Можно, конечно, производить сжиженный природный газ, воспользовавшись решением правительства либерализовать экспорт СПГ с конца 2013 года. Но это дорого и долго. Крупнейшая нефтяная компания России ограничилась лишь декларацией намерений построить СПГ-заводы на Дальнем Востоке и в Тимано-Печоре.

То ли дело трубопроводный газовый экспорт! Тем более что на прошлогоднем Петербургском международном экономическом форуме «Роснефть» и ВР подписали меморандум о поставках в адрес британской компании от 7 до 20 млрд кубометров газа в год. Глава ВР Роберт Дадли позже выразил надежду, что его российский партнер сможет выпросить у правительства РФ разрешение на собственные поставки «голубого топлива» хотя бы с 2019 года.

Однако «Газпром» решительно заявил, что для экспорта в Европу зарезервированы уже все мощности и действующего «Северного потока», и газопровода «Северный поток-2», строительство которого еще не началось. В этих трубах свободного места нет. Ни для «Роснефти», ни для кого-либо еще.

Почему так тревожится газовый монополист, понять несложно. Даже если право на доступ к экспортной трубе получит только «Роснефть», предложение российского газа в Европе все равно увеличится. В результате цены на топливо снизятся, выручка «Газпрома» упадет. Пойдут прахом усилия госконцерна, направленные на повышение эффективности продаж в условиях жесткой конкуренции и политического давления со стороны Вашингтона и Брюсселя.

Так что возможное решение либерализовать экспорта газа из РФ полностью лишит «Газпром» стимула строить газопровод «Северный поток-2». Тогда борьба с санкциями Запада в условиях ограниченного доступа к финансам потеряет для российского газового концерна всякий смысл.  :///