Новак вновь стал предсовета директоров “Транснефти” и опять оказался перед выбором

Novak_somnevaetsa
Фото: respectoptics.ru

Совет директоров “Транснефти” вновь избрал министра энергетики Александра Новака на пост своего председателя. И в связи с этим возникает любопытная коллизия, которая в очередной раз поставит главу Минэнерго в сложное положение.

Отметим, что помимо него в состав совета директоров входят президент “Транснефти” Николай Токарев, управляющий директор Nord Stream AG Матиас Варниг, помощник вице-премьера РФ Аркадия Дворковича Дарья Василевская, предсовета директоров “Совкомфлота” Илья Клебанов, гендиректор ООО “УК РФПИ” Кирилл Дмитриев, бывший президент “Башнефти” Александр Корсик, а также президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль.

Между тем недавно появилась информация, что 29 сентября Александр Новак вернется в состав совета директоров «Роснефти». Его кандидатуру выдвинуло правительство. Напомним, что на годовом собрании акционеров, которое прошло в конце июня, Александр Новак оставил свой пост в совете.

Он и председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов фактически уступили свои места новым директорам, чье появление связано с приватизацией 19,5% акций «Роснефти». Членами совета стали руководитель компании Glencore Айван Глазенберг и президент по научно-исследовательским разработкам Qatar Foundation Файзал Алсуваиди.

Однако вскоре после этого главный исполнительный директор Игорь Сечин заявил, что состав совета директоров «Роснефти» будет расширен с девяти до 11 человек. И таким образом глава Минэнерго снова займет пост директора.

Вот здесь и кроются корни проблемы, которая может встать перед Александром Новаком. Лишь в конце зимы «Роснефть» отозвала иск «Транснефти», который подала в связи с не устраивающими ее условиями транспортировки сырья в 2017 году. Однако формальный отказ от претензий не означает окончательного решения застарелого спора.

«Роснефть» и «Транснефть» с 2014 года не могут договориться о способах учета технологических потерь сырья в системе магистральных нефтепроводов. Из-за этого нефтяная компания постоянно подписывает типовой договор об оказании транспортных услуг с большим опозданием, регулярно составляя протокол разногласий.

Суть спора такова. «Транснефть» при сдаче сырья клиентам в конечных пунктах поставки рассчитывает объем технологических потерь, возникших при прокачке, по методике, утвержденной Минэнерго. «Роснефть» считает эти расчеты несовершенными — потери получаются значительными. В результате «потерянная» нефть, по мнению нефтяной компании, остается на балансе «Транснефти».

«Роснефть» давно уже разработала собственную методику расчета технологических потерь нефти в магистральных нефтепроводах. С 2014 года компания пытается через Минэнерго добиться ее внедрения. Однако министерство считает изменение действующей методики нецелесообразным.

В конце прошлого года «Роснефть» вообще не стала подписывать контракт, а подала на «Транснефть» в суд. Первое заявление нефтяной компании поступило в арбитраж 27 декабря 2016-го. Несмотря на предпраздничный цейтнот суд еще до Нового года наложил на нефтетранспортную компанию обеспечительные меры, запрещающие ей отказывать «Роснефти» в прокачке нефти в 2017 году даже при отсутствии договора.

С отзывом иска спор затих, но поскольку его глубинные причины не устранены, он наверняка вновь возникнет в конце этого года. И тогда Александру Новаку, который, по сути, окажется топ-менеджером обеих конфликтующих компаний, вновь придется каким-то образом решать эту проблему. :///