“Совкомфлот” построит первое СПГ-судно для работы в Арктике

Arctika Arktika Sudno

Компания “Совкомфлот” построит первое судно, работающее на сжиженном природном газе (СПГ), которое будет предназначено для работы в суровых арктических условиях. Оно будет построено на верфи “Звезда” в Приморье. Об этом заявил первый замгенерального директора “Совкомфлота”, вице-президент Арктического экономического совета Евгений Амбросов на сессии “Развитие Северного морского пути. От слов к делу” на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке, который открылся сегодня.

По его словам, строительство должно быть начато в 2019 году, а первое судно будет спущено на воду в 2021 году.

“Этот проект мы реализуем совместно с крупнейшим нефтяными корпорациями при содействии и прямом участии Дальневосточного центра судостроения. На моей родной дальневосточной земле мы начнем строить такие судна в 2019 году на заводе “Звезда” и первое судно, построенное на Дальнем Востоке, мы получим в 2021 году”,- заявил Амбросов, отметив, что перевод судов, которые работают в Арктике, с дизтоплива на СПГ позволит серьезно улучшить экологическую ситуацию в регионе, поскольку выбросы углеводорода будут снижены на 15%, азота – на 80%, а серы – на 90%.

Минприроды ранее сообщало, что в планах ведомства начать реорганизацию всего арктического флота и перевод его с дизтоплива на газ. В свою очередь, Канада выступила с инициативой по переходу всех неатомных кораблей на газовое топливо. Как считают эксперты WWF, отказ от дизтоплива в Арктике позволит существенно уменьшить антропогенную нагрузку на этот регион, где главная экологическая угроза — это разливы нефти и нефтепродуктов.

Арктический континентальный шельф – один из наименее исследованных геологических бассейнов, но при этом уже сейчас совершенно очевидно, что у него есть громадный нефтегазовый потенциал.

Интерес к региону в последние несколько лет заметно повысился, хотя в последние годы несколько и спал из-за резкого падения цен на углеводородное сырье. Трудности, явившиеся результатом недостаточности геологических исследований, отсутствия инфраструктуры, суровых климатических условий и урезания инвестиций, еще долго останутся сдерживающим фактором.

Тем не менее, Россия владеет примерно половиной арктических углеводородных ресурсов, и у нее есть стратегическая цель – развитие Арктики. Она создает стимулы для компаний, такие как нулевой экспортный налог на нефть и газ, добытые на континентальном шельфе. Однако, в отличие от Норвегии, Россия пока предлагает компаниям ограниченный доступ к ресурсам Арктики.

С 2008 права на шельфовые разработки предоставляют только тем компаниям, которые удовлетворяют двум условиям: пять и более лет опыта оффшорного производства и 50-процентное участие государства в добывающем предприятии. Только «Газпром», «Роснефть» и «Зарубежнефть» соответствуют данным критериям. Любые же другие игроки должны будут создать совместное предприятие с одной из этих компаний. Ранее ExxonMobil, Eni и Statoil выбрали этот путь, но затем в отношении ввели санкции и дело застопорилось.

Но именно «Роснефть»/ExxonMobil обнаружили месторождение «Победа» в Карском море. Однако из-за очень короткого бурового сезона скважина не достигла расчетной глубины, так что окончательного подтверждения запасов пока нет. По предварительным данным, эта гигантская область содержит 4 млрд баррелей нефти.

Пока же и «Газпром», и «Роснефть» практически приостановили свою деятельность на большинстве блоков из-за высокой стоимости работ и проблем с инвестициями из-за санкций. Эта ситуация в перспективе может открыть новые возможности для частных российских компаний.  :///