Боевики ИГ начали переводить средства в европейские страны

Feoktistov

Террористическая группировка “Исламское государство” (организация, запрещенная на территории РФ) переводит деньги в европейские страны, предчувствуя свое скорое поражение. Об этом заявил заместитель директора департамента новых вызовов и угроз российского МИДа Дмитрий Феоктистов.

Отмечается, что движение финансовых средств в обратном направлении ранее замечено не было, поскольку ранее деньги аккумулировались на подконтрольных боевикам территориях.

«Если раньше мы говорили о том, что ИГ аккумулирует финансы на контролируемых территориях, то теперь, видимо, в предчувствии неминуемого поражения и сдачи всех территорий, ИГ начинает переводить средства в обратном направлении, в том числе в европейские страны», – заявил Феоктистов, отметив при этом, что эти средства, вполне вероятно, идут на поддержку ячеек террористической организации в европейских странах и на совершение ими новых актов агрессии.

Ранее британское издание Telegraph сообщало, что крайние исламисты, потерпев поражение в Ираке и Сирии, намерены устроить громкие теракты в странах Европы.

В свою очередь, чешский президент Милош Земан высказывал предположение, что боевики, утратив контроль над территориями в Сирии и Ираке, могут попытаться создать в Боснии плацдарм для терактов в Европе.

В результате целого ряда независимых расследований было выяснено, что одним из основных источников доходов ИГ, кроме контрабанды, вымогательств и поборов с населения, торговли антиквариатом, была добыча нефти, добываемой на подконтрольных ИГ территориях. Причем эта торговля велась в промышленных масштабах и профессионально. Об этом, в частности, свидетельствуют трофейные документы. Среди них, например, ведомости на бланках «Департамента нефти и газа министерства природных ресурсов ИГ» о нефти, отгруженной в январе 2016 года водителям нефтевозов.

Если верить этим документам, водители покупали нефть у ИГИЛ по бросовым ценам – от 12 до 26 долларов за баррель. Отгрузка шла с месторождений Кабиба, Режура, Макхуль и Аль-Хейр. Например, только 23 января 2016 года с нефтяного поля Кабиба отпущено 383 барреля по цене 13 долларов за баррель — итого 4979 долларов.

Еще один документ — официальное письмо о поступлении на работу в подразделение «Департамента нефти и газа ИГИЛ», расположенном в вилаяте (районе) Аль-Барака двух новых инженеров.

Документ достаточно подробно и компетентно расписывает должностные обязанности новичков — починка оборудования скважин, в том числе пострадавших от авиаударов, прокладка новых нефтепроводов. Всего в этом районном отделении департамента работало 17 сотрудников, в том числе пятеро бригадиров и несколько рабочих.

И это всего лишь частные примеры.

Еще несколько лет назад американские источники сообщали, что ежедневный доход ИГ от продажи сырой нефти и нефтепродуктов составлял 3 млн долларов. А Международное агентство по энергетике сообщало, что ежедневный объем производства на контролируемых ИГИЛ территориях в 2014 году составлял от 20 до 70 тыс баррелей. Объемы нефти, вывозимой в курдские районы и Турцию, в Иран и Иорданию – 10-30 тыс баррелей. Эти цифры очень условны – точных данных о поставках и продажах не было.

«Никто не владеет полной информацией, все оценки – даже те, что делают американские военные, – основаны на ряде предположений, которые опять же, лишь частично опираются на конкретные данные. ИГ ведь не публикует статистику», – говорил ранее Дэвид Баттер, эксперт по Ближнему Востоку из влиятельного лондонского института Think Tank, больше известного как Chatham House.

В Алеппо, например, который в настоящее время боевики ИГ больше не контролируют, баррель дизельного топлива в начале октября 2014 года стоил 112 долларов – летом у местных торговцев цена была около 75 долларов.

В контролируемых ультра-исламистами областях проживало от шести до восьми млн человек. Чтобы задобрить население, боевики переходили к прямому распределению топлива. А торговцы нефтью платили пошлину на контрольно-пропускных пунктах.

Перекрыть нелегальную торговлю вряд ли тогда было возможно. Турецкое правительство заявляло, что ужесточило меры против нелегального импорта, однако сеть мелкооптовой торговли по обе стороны границы существовала еще задолго до войны в Сирии. Но если раньше в Турцию продавали дотационное дизельное топливо из Сирии, то затем те же торговцы меняли сирийскую сырую нефть на бензин и дизель из Турции. У многих не было даже цистерн – возили в бочках на пикапах и грузовиках, большей частью по бездорожью.

Через посредников нефть, бензин и дизельное топливо, проданное боевиками ИГ, поступало и в зону правительственных сил. Раньше Сирия получала много нефти из Ирана, и в полную силу работали нефтеперерабатывающие предприятия в портовом городе Банияс на северо-западе страны.

Но за последние два года доходы террористической группировки “Исламское государство” от контрабандной торговли нефтью значительно снизились. Этому способствовали регулярные бомбардировки и обстрелы энергетической инфраструктуры ИГ, проводимые воздушно-космическими силами России и американской коалицией, а также успешные действия войск, подконтрольных Дамаску. Об этом ранее заявлял все тот же Феоктистов.

По его словам, было подготовлено досье, где собрана информация по поводу источников и каналов финансирования ИГ за последнее время.

Регулярные атаки вооруженных сил разных стран привели к тому, что с 2015 года ежемесячные доходы террористов от продажи нефти и газа сократились с 50 млн до 12-20 млн долларов, подсчитали российские ведомства.  :///