Шефчович: мы хотим три, а не два газопровода с российским газом в Европу

ashevkovich

Евросоюз хотел бы получить гарантии, что транзит российского газа через Украину будет продолжен и после 2019 года, когда заканчивается транзитный контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» на поставку газа в Европу и планируется ввод в строй газопровода «Северный поток-2». Об этом заявил в Хельсинки зампред Еврокомиссии (ЕК) по вопросам Энергосоюза Марош Шефчович.

По его словам, было бы оптимально, если бы в европейские страны российское «голубое топливо» поставлялось по трем маршрутам, а не по двум.

“Мы считаем, что после 2019 года самый крупный транзитный маршрут на текущий момент – через Украину – должен функционировать, так как он очень важен для энергетической безопасности Европы. В этом случае у нас будет три маршрута: “Ямал”, “Северный поток” и украинский транзит. Три лучше, чем два”, – заявил Шефчович.

Как он отметил, именно поэтому ЕК и собирается получить мандат на переговоры по проекту «Северный поток-2».

“Поэтому мы включили в мандат предложение о том, как гарантировать, чтобы этот маршрут работал и после 2019 года”, – заявил еврочиновник.

Ранее украинский президент Петр Порошенко в своем ежегодном послании к украинским парламентариям сообщил, что европейские страны с 2020 года должны приобретать российский газ “не на западной, а на восточной границе Украины, а Украина качественные транзитные услуги будет предоставлять не России, а Евросоюзу”.

Однако и в «Газпроме» ранее озвучили свое видение ситуации: Украина, конечно же, может оставаться транзитером российского газа и после 2019 года, однако объемы прокачки по этому маршруту будут существенно снижены — примерно до 15 млрд кубометров в год.

Однако многие эксперты отмечают, что такой объем прокачки российского газа по ГТС Украины даже не покроет затраты на обслуживание газотранспортной системы страны, то есть украинская ГТС окажется попросту нерентабельной — необходимо, чтобы поставки «голубого топлива» осуществлялись в объеме, как минимум, 30 млрд кубометров в год. К тому же, изношенная ГТС Украины потребует больших инвестиций на модернизацию, а этих денег у Украины нет – причем западные потенциальные инвесторы также не горят желанием вкладываться в украинскую “трубу” с весьма туманными перспективами возврата вложенных средств.

Между тем Шефчович, очевидно, забыл, что Россия реализует и другой газотранспортный проект – “Турецкий поток”. Действительно, первая нитка будет предназначена для потребителей Турции, а вот вторая – для европейцев. Однако, как ранее заявлял российский президент Владимир Путин, Россия должна получить от Брюсселя “железобетонные” гарантии, что эта газотранспортная магистраль европейцами будет востребована. В противном случае “Газпром” строить вторую ветку не будет.  :///