Почему Россия и Китай “обречены” на энергетическое сотрудничество?

Russia China

Китай все активнее ведет переговоры с Россией по вопросам вхождения в российские энергетические проекты, хотя они проходят довольно сложно. И это неудивительно, полагают аналитики, так как стратегия Китая предполагает продолжительные и надежные поставки энергоресурсов в свою страну, а Россия не только в состоянии их обеспечивать, но и очень заинтересована в этом, находясь под жестким прессингом западных санкций.

Основная проблема, связанная с увеличением китайского присутствия на российском нефтегазовом рынке, состоит в том, что Китай хочет иметь решающий голос в тех проектах, в которые заходит, а российское законодательство этого сделать не позволяет, что вызывает у китайцев явное раздражение.

Однако КНР, как считают аналитики, все же будет еще активнее искать точки входа в российские нефтегазовые проекты, несмотря на свое недовольством целым рядом параметров сделок, потому что китайским компаниям это прежде всего выгодно: во-первых, они получают достаточно надежный источник нефти, что особенно важно для китайского бизнеса; во-вторых, после резкого падения нефтяных котировок китайские компании получили очень большие убытки, хотя это публично и не афишировалось, поэтому теперь они более избирательно подходят к выбору новых активов; в-третьих, российские активы оказались довольно надежными в плане транспортировки, поскольку в данный момент Китай не способен не то что ее контролировать, но и серьезно на нее влиять, так как морские транспортные пути в основном контролируются США, что несет для КНР большие геополитические риски.

“Китай заинтересован активно входить в российские добычные проекты, но в отличие от многих иностранцев им принципиально важно, чтобы “Роснефть” наращивала поставки в Китай. Им важно надежное обеспечение своей страны сырьем”, – считает аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Как считает заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, Китай озабочен также увеличением зависимости от импорта энергоресурсов и “крайне заинтересован в надежных поставках сырья за счет очень глубокой интеграции в добывающих активах”, входя в добывающие проекты по всему мире, поставки с которых будут осуществляться преимущественно в сам Китай.

“То есть они пытаются взять под контроль всю производственно-сбытовую цепочку, начиная от добычи на скважине в какой-либо стране до поставки конечному потребителю в Китай. Это стратегическая задача”, – говорит Белогорьев, отмечая при этом, что “китайские инвесторы все последние годы выражали недовольство, так как им не предоставляют контрольные доли в российских активах”. Поэтому китайские энергетические компании активизировали свою работу в Африке, где проще получить контроль за ресурсами.

Но проще-то проще, а все равно возникают проблемы иного рода. Например, проблема транспортировки через Малаккский пролив, Южно-Китайское море, где, как отмечает Юшков, «укрепляются американцы под темой борьбы с Северной Кореей». Российскую же нефть Поднебесная получает по нефтепроводу — и это куда менее рискованно со стратегической точки зрения.

“При этом себестоимость добычи в России довольно низкая, поэтому рентабельно вкладываться в проекты. Как ни посмотри, для китайцев это выгодно”, – уверен Юшков.

Как отмечают эксперты, консенсус между Китаем и Россией все же будет достигнут — все равно какая-то из сторон уступит и смягчит свои требования. В результате может получиться очень успешное взаимовыгодное сотрудничество. Вполне вероятно, что в результате больше уступок придется сделать китайскому бизнесу, поскольку в России контроль за энергоресурсами страны закреплен законодательно — и пока речи об отмене этого закона не идет. В результате КНР сможет даже при таком раскладе получить надежного поставщика нефти и газа, а РФ — огромный китайский сбытовой рынок, который из года в год растет.  :///