“Роснефть” немного влипла, заключив контракты с властями Иракского Курдистана

Sechin

Иракский Курдистан озвучил планы по инвестициям 3 млрд долларов суммы контрактов с “Роснефтью”. Об этом заявил в интервью РИА Новости глава комитета по финансам и вопросам экономики парламента автономии Иззат Сабер.

“Второй миллиард долларов будет инвестирован в строительство трубопровода по перекачке природного газа из Эрбиля в турецкий порт Джейхан. Это пока не было оплачено, и работы по нему еще не начинались”, — сказал Сабер.

“Третий миллиард (из пакета контрактов “Роснефти” — ред.) будет инвестирован в развитие пяти нефтяных блоков в Регионе Курдистан – это Avana, Bey Hasan, Miran, Ain Zalah, Bagwan, эти деньги пока не выплачивались”, — заявил он.

По словам Сабера, «Росгнефть» заключила контрактов с региональными властями Курдистана более чем на 3 млрд миллиарда долларов: так 1 млрд аванса уже якобы направлен курдскому правительству. Причем эта сумма  уже «освоена» – направлена на погашение долга перед эмиратской нефтегазовой компанией Dana Gas.

Второй миллиард власти Иракского Курдистана якобы хотят потратить на строительство газопровода до турецкого Джейхана. Ранее в этом году между сторонами было заключено несколько соглашений о сотрудничестве в нефтегазовой сфере — например, контракт на покупку и реализацию нефти с 2017 по 2019 год. Также были проведены и переговоры о возможности участия «Роснефти» в проекте по финансированию строительства газопровода в Курдистане. Недавно сообщалось, что отдельное соглашение по этому газопроводу может быть подписано до конца 2017 года.

“Роснефть” 18 октября проинформировала, что заключила с властями Иракского Курдистана соглашение. Подписание целого ряда документов было необходимо для вступления в силу соглашений о разделе продукции (СРП) на пяти блоках, находящихся на территории мятежного региона. А 20 октября “Роснефть” и Иракский Курдистан сообщили, что начинают реализацию проекта по эксплуатации нефтепровода. Указывалось, что доля «Роснефти» в проекте может оставить 60%.

Однако, как отмечает Сабер, контракт, заключенный между Иракским Курдистаном и “Роснефтью” по покупке российской компании до 70% курдской нефти по «ценам ниже мировых», вероятно, выполнен полностью не будет, поскольку после того, как между Эрбилем и Багдадом начал стремительно раскручиваться конфликт, “Роснефти”, как ни крути, придется «утрясать» многие вопросы уже не с курдами, а с центральной властью Ирака, что российской стороне сделать будет значительно сложнее. Даже потому, что Ирак может припомнить “Роснефти” ее стремительно раскручивавшийся роман курдской автономией.

“Этот пункт не будет выполнен, так как экспорт из Региона Курдистан сократился с 700 до 200 тыс баррелей в сутки. Это значит, что компании “Роснефть” придется вести переговоры с иракским правительством о способе исполнения этого контракта, заключенного с Курдистаном”, — заявил Сабер, отмечая, что часть контрактов может быть передана Багдаду.

“Компании “Роснефть” придется вести переговоры с иракским правительством о способе исполнения этого контракта, заключенного с Курдистаном, и возможности передачи правительству в Багдаде части этого контракта”, — отметил Сабер.

Напомним, в сентябре в автономном Иракском Курдистане прошел референдум о независимости, который не был признан ни официальным Багдадом, ни большинством других государств. Подавляющее большинство жителей региона проголосовали за выход Иракского Курдистана из состава Ирака.

В Багдаде считают, что референдум прошел в том числе и в тех районах, которые по конституции Ирака официально не входят в состав территории, на которые претендует Иракский Курдистан, – например, в нефтеносной провинции Киркук, которую курды заняли в ходе борьбы с террористической организацией «Исламское государство» (ИГ — запрещенная в России террористическая группировка). Поэтому власти Багдада и ввели войска в Киркук, довольно быстро вытеснив оттуда курдов. Почему это произошло так быстро – это тему уже отдельного разговора. Сами курды считают, что сдача провинции стала возможной благодаря предательству руководства, которое сидело в Эрбиле.

Ранее западные СМИ сообщали, что российская сделка с курдами, которые тогда контролировали куда большие территории, оспариваемыми официальным Багдадом, свидетельствует о том, что Кремль рассчитывает использовать «Роснефть» для усиления своей более агрессивной политики на Ближнем Востоке. Об этом, в частности, сообщалось в публикации The Financial Times.

Однако в «Роснефти» – еще до занятия Киркука военными Ирака – отмечали, что компания готова работать как с курдами, так и с Багдадом, который может предложить ей лучшие условия по поиску и нефтедобыче, но этого не делает, а «предложение регионального правительства Курдистана оказалось более адекватным и конкурентоспособным», сообщала пресс-служба «Роснефти».

Но теперь ситуация в корне меняется и «Роснефти» приходится, как говорится, менять свою риторику буквально на глазах, поскольку многие проекты связаны именно с Киркуком, где “Роснефть” предполагала разрабатывать участки неподалеку от сирийской границы. Однако Багдад с такой постановкой вопроса пока не очень согласен.

“Роснефть” уже заверила Багдад, что контракты являются предварительными и еще не готовы к выполнению”, – заявлял недавно министр нефти Ирака Джаббар аль-Лаиби. Собственно, ранее главный исполнительный директор “Роснефти” Игорь Сечин также говорил, что российская госкомпания выполнит все предусмотренные контрактом работы при том условии, что Иракский Курдистан и центральное правительство страны уладят между собой имеющиеся внутренние противоречия.  :///