Недекларируемые цели противников “Северного потока-2” вполне очевидны

Северный поток-2

На этой неделе Еврокомиссия (ЕК) попыталась навязать новые правила игры на газовом рынке Европы — предложила применить для внешних газопроводов внутриевропейские правила игры, что выглядит несколько опрометчиво и, в общем-то, на первый взгляд как жест отчаяния противников проекта «Северный поток-2». Но не все так просто – ситуация с “Северным потоком-2” действительно пока находится в подвешенном состоянии.

Именно так, а не иначе: впрочем, отменить строительство газопровода у евробюрократов из Брюсселя едва ли получится, но затянуть его реализацию — задача вполне посильная.

Возможно, именно этот трюк, как минимум, и хотят исполнить в ЕК в своих попытках — нет, не оказать политическую и финансовую поддержку Украине, которая скоро может лишиться транзитных денег за прокачку газа в Европу, – пролоббировать интересы некоторых стран Центральной и Восточной Европы, которые за политическими «кричалками» пытаются скрыть вполне определенные коммерческие интересы. Однако, по мнению ряда экспертов, новые предложения Еврокомиссии не учитывают ни структуру поставок газа в страны Евросоюза, ни весьма сомнительные перспективы изрядно изношенной украинской газотранспортной системы (ГТС) Украины, ни специфику новых проектов, ни интересы целого ряда стран Европы.

Что предлагает ЕК, где «главным энергетиком» выступает словак по национальности Марош Шефчович, который вполне очевидно лоббирует интересы своей страны – Словакии?

В чем суть инициативы ЕК

Новые поправки к Газовой директиве ЕС предполагают применение основных принципов общеевропейского энергетического законодательства ко всем газопроводам, идущим из третьих стран по территории союза – действующим и тем, которые будут построены в будущем. Если поправки в итоге утвердят (предполагается, что только для морских трубопроводов), то, как минимум, шесть-семь государств – Алжир, Ливия, Марокко, Норвегия, Тунис, Великобритания (после возможного выхода из ЕС) и Россия с ее обеими «Северными потоками» могут быть вовлечены в этот процесс. Хотя в ЕК и утверждают, что новые правила игры, если они будут приняты, не будут препятствовать строительству каких-либо новых газопроводов, прежде всего – а это очевидно! – «Северного потока-2». Правда, в ЕК уже заявили о нецелесообразности его строительства, сочтя достаточной и нынешнюю газовую инфраструктуру Европы — особенно на фоне ожидающейся острой конкуренции трубопроводного газа с СПГ.

На первый взгляд, заявленные цели выглядят весьма благообразно: недискриминационное в отношении некоторых государств ЕС установление тарифов на прокачку «голубого топлива», доступ к газопроводам третьих сторон (которые их не строили и не инвестировали в проекты), разделение деятельности по продаже и транспортировке газа (монополист сетей распределения должен предоставить 50% их емкости конкурентам) и т.д.

Сейчас строящийся “Северный поток-2” под действие этих норм не подпадает, что нервирует ЕК и противников «Северного потока-2». Главные бенефицианты этого процесса в Европе — Польша и Словакия, которыми и создается общий негативный фон вокруг проекта.

Польша, утверждающая, что «Северный поток-2» угрожает «энергетической безопасности Европы», не только боится потерять средства от прокачки российского газа, если маршрут поставок будет изменен, сколько активно проталкивает свою идею по «диверсификации» энергоресурсов в европейские страны, рассчитывая стать крупнейших газовым хабом в Центральной и Восточной Европе по распределению сжиженного природного газа (СПГ). Большие планы у Варшавы на американский СПГ. Оно и понятно: польский СПГ-терминал уже построен, мощности его используются пока лишь на треть – можно и попробовать занять более “уважаемое” место в Европе, а заодно хорошо на этом заработать.

США эта идея также очень импонирует, поскольку они планируют занять приличную нишу на европейском газовом рынке. Поэтому всячески и подталкивают поляков в резким действиям против реализации проекта «Северный поток-2».

На самом деле позиция США является достаточно беспроигрышной в данном случае. Отлично – если проект не будет реализован: пока Украина и Россия будут безуспешно, а возможно, и очень бурно, договариваться о новом транзитном контракте, можно существенно усилить свою позицию на европейском газовом рынке – особенно, если начнутся перебои с поставками газа в Европу. А если получится лишь заморозить проект на неопределенный срок, к чему, собственно, и ведет ЕК, или наделить большими полномочиями все ту же проамериканскую ЕК – тоже хорошо. Как ни крути, если к 2019 году, когда заканчивается российско-украинский транзитный контракт на прокачку газа в Европу, «Северный поток-2» будет не реализован, то, скорее всего, появится очередной повод обвинить Россию в несоблюдении своих транзитных обязательств по поставкам в Европу газа, поскольку вероятность того, что Москве и Киеву удастся быстро договориться по тарифам и заключить новый контракт, сегодня видится маловероятной. И тогда США с «чистым сердцем» придут на помощь “партнерам”, предложив замерзающей Европе свой более дорогой СПГ.

Но, конечно же, США выгоднее все-таки окончательно торпедировать российский проект: тогда Польша в планах США займет свое достойное место по вытеснению российских энергоресурсов с европейского рынка, а ценовая политика — это уже другой вопрос, на который пока противники «Северного потока-2» стараются не акцентировать внимание общественности. Одним словом, и Польше, и США предпочтительнее разжигание конфликта между Россией и Украиной в газовом вопросе – об этом сами за себя говорят экономические интересы сторон. Все сегодня прекрасно понимают, что России и Украине будет договориться очень трудно практически по любому вопросу. Конспирология тут ни при чем. А лоббировать свои интересы США, наверное, умеют лучше всех в мире – для этого у них много возможностей.

И у Словакии свой вполне корыстный интерес. В настоящее время она неплохо зарабатывает на транзите, который идет через территорию Украины, новый маршрут поставок газа сулит большие потери. Плюс Словакия зарабатывает также и на реверсе «голубого топлива» на ту же Украину, которая отказалась от прямых закупок российского газа, но получает преимущественно все тот же российский газ через европейских посредников. А Словакия, взимая плату, гоняет туда-сюда этот газ – и неплохо себя чувствует.

Есть примерно похожие интересы у других государств и финансовых институтов в Европе, которые положили глаз на ГТС Украины. Но без российского газа она никому особенно и не нужна. Поэтому и ведется большая подковерная борьба против проекта “Северный поток-2”. Поэтому и трудно пока сказать, чьи лоббисты в итоге окажутся сильнее. Понятное дело, что и немецкий бизнес, заинтересованный в реализации проекта «Северный поток-2», будет продвигать свои интересы. Однако и здесь уже не все так однозначно – позиции сторонников реализации проекта в Германии слабеют.

Да, действительно Берлин вынашивает план полностью отказаться от своих АЭС и угольной генерации – придется импортировать еще больше газа. Да, Германия хочет стать крупнейшим газовым хабом в Европе и получать с этого прибыль. Есть еще много других, да”, но появляется и довольно важное “но”.

Дело в том, что активнее всего в правительстве Германии ранее поддерживала проект “Северный поток-2” партия социал-демократов – СДПГ. Но после недавних выборов ее позиции ослабли – с большой долей вероятности в новой правящей коалиции теперь вместо СДПГ будут оголтелые представители партии “зеленых”, которые в массе своей “Северный поток-2” не поддерживают и призывают к “консолидации с Польшей”. Они в состоянии будут реально навредить проекту “Северный поток-2”. И это – факт. К тому же европейские “зеленые”, как правило, ориентированы на США и выступают лоббистами их интересов. Понятное дело: кто кормит – тому и служат.

Что думают эксперты

Между тем новые правила, если они будут приняты Советом стран ЕС и Европарламентом в ускоренном режиме, могут привести к тому, что на разных концах того или иного газопровода будут применяться различные законодательные нормы. И чтобы решить связанные с этим проблемы, ЕК хочет проводить международные переговоры и требует мандат на переговоры с РФ по «Северному потоку-2», в частности.

Также ЕК заявила, что поправки должны применяться ко всем газопроводам — то есть и к уже существующим, и к будущим. Правда, предполагается, что периодически будут делаться исключения из правил — в том случае, если они не нанесут ущерба конкуренции на рынке или безопасности газоснабжения. Планируется, что для уже действующих газопроводов, пересекающих несколько стран ЕС, принимать решения об исключениях будет первое государство союза, в которую входит газовая магистраль. Например, для действующего “Северного потока” — это Германия.

Таким образом, под новые правила подпадут и нынешний “Северный поток”, и будущий “Северный поток-2”, который должен быть введен в строй в 2019 году.

“Попытки его (проект “Северный поток-2” – ред.) политизировать, искусственно найти какие-то зацепки, чтобы что-то поставить под вопрос, привлечь каких-то дополнительных акторов к обсуждению того, что можно и нужно делать в отношении “Северного потока”, все это не более чем проявление недобросовестной конкуренции”, — заявил заместитель главы МИД России Сергей Рябков.

По мнению замдекана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Игоря Ковалева, позиция ЕК по вопросу внесения поправок в энергетическое законодательство ЕС “достаточно странная”.

“Пока альтернативы российскому газу в Европе нет. И все разговоры о том, что американцы будут поставлять сжиженный газ, с экономической точки зрения, абсолютно бессмысленны, потому что этот газ существенно дороже”, — считает Ковалев, уверенный в том, что в ближайшей перспективе, если говорить об энергоснабжении Евросоюза и Западной Европы в целом, достойной альтернативы трубопроводному газу не будет.

С другой стороны, и Украину нельзя назвать надежным транзитером, поскольку украинская ГТС изношена, инвестировать в нее пока никто не решается – поэтому новые газопроводы как по северному, так и по южному маршрутам необходимы, отмечают эксперты.

По мнению президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина, ЕК, внося новые инициативы в энергетическое законодательство ЕС, изо всех сил пытается расширить свои полномочия.

“Если эта инициатива будет поддержана, то ЕК будет иметь право выставлять определенные требования к проекту. Но я не думаю, что они могут принимать решение, нужен “Северный поток-2″ или не нужен, это решение принимать участникам проекта”, — считает Фейгин, отмечая при этом, что «Северный поток-2» все же построят, хотя ЕК и попытается затянуть реализацию проекта.

“Конечно, придется вносить в проект определенные коррективы, надо будет вести соответствующие консультации. Безусловно, его реализация затянется. Может, это и есть одна из не декларируемых целей Еврокомиссии, чтобы продлить использование украинской ГТС. В целом я думаю, что будет сложнее реализовать этот проект в текущих обстоятельствах, но совсем не безнадежно”, — делает вывод эксперт.

А вот старший научный сотрудник Oxford Institute for Energy Studies Катья Яфимава считает, что “Северный поток-2” все же построят, независимо от возможности внесения поправок в газовую директиву ЕС, хотя и этот эксперт указывает, что “изменение директивы могут повлиять на то, как он будет эксплуатироваться”. Но пока, считает Яфимава, весьма затруднительно делать прогнозы, какими могут быть грядущие изменения ввиду отсутствия поправок к директиве.  :///