Цены на бензин искусственно удерживали – рост неизбежен

Цены на бензин

Российские оптовые цены на бензин растут быстрее, чем ожидали некоторые эксперты, связывая это с неожиданным сокращением выпуска топлива на Московском НПЗ «Газпром нефти». Однако ряд аналитиков указывает, что оптовые цены на топливо удерживали от резкого роста максимально долго искусственно, но теперь они будут уверенно расти.

Как пишет “Коммерсант” со ссылкой на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, цена одной тонны бензина АИ-92 в период с 7 по 13 ноября выросла на 2,3% – до 42 850 рублей, тонна топлива АИ-95 подорожала на 1,7% – до 44 990 рублей. Эти данные подтверждает и информационно-аналитический центр “Кортес”.

В мелком опте бензин также заметно подорожал и еще будет дорожать, что, в общем-то, не очень характерно для этого времени года, когда стоимость топлива ранее обычно снижалась.

По мнению главы Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуши, временное прекращения работ установки на МНПЗ – это одномоментный фактор, тогда как стратегически цены на бензин зависят от двух основных факторов: инфляции и увеличения налоговой нагрузки. В РФ каждый год растет налог на добычу полезных ископаемых, увеличиваются акцизы и на топливо, причем часть этой нагрузки в итоге возлагается на потребителя.

К тому же, осенью стали расти цены на нефть: так, нефть марки Brent находилась в ценовом коридоре до 60 долларов за баррель, а теперь цена уже выше этой отметки – она находится на уровне двухгодичной давности.

Консенсус-мнение экспертов таково: рост цен на различные марки бензинов напрямую связан с политикой государства, которое вскоре после кризиса придерживалось курса сдерживания подорожания стоимости топлива, поэтому после резкого ослабления рубля в конце 2014 года такого же роста цен на бензин не случилось. Теперь же, когда в стране вроде как объявлено об улучшении экономической ситуации, начался закономерный процесс роста стоимости топлива. Почему закономерный? Да потому, что в России никогда кардинально ничто не дешевеет уже многие десятилетия из-за олигопольного содержания рынка.

“В результате сложилась ситуация, когда бензин и дизтопливо в РФ стали самыми дешевыми в Европе (в валютных ценах – ред.). Это, бесспорно, хорошо для населения в период кризиса, но не так позитивно для рынка. Во-первых, стал невыгодным и исчез поток импортного бензина из Белоруссии, Финляндии и Юго-Восточной Азии для Дальнего Востока. Во-вторых, сократилась выработка российского  бензина: если в 2012 году перерабатывалось 95% поступающей на НПЗ нефти, то в 2016 году – лишь 80%”,  – отмечает генеральный директор компании “ИнфоТЭК-Терминал” Рустам Танкаев, по мнению которого такая ситуация не будет продолжаться долго, так как если производство бензина невыгодно производителю, то он, невзирая на все политические и административные меры, сделает все возможное, чтобы сократить объем производства.

Годом ранее убытки от производства бензина и дизельного топлива отчасти компенсировались прибылью от других видов нефтепереработки – в основном, нефтихимии. Сегодня ситуация иная – цены будут стремиться достичь либо как минимум паритета с затратами на производство, либо случится новый бензиновый кризис – подобный тому, что Россия пережила в 2007 году, указывает Танкаев.

Как отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Александр Пасечник, вертикально интегрированные компании (ВИНК) перенесли центр получения прибыли в оптовую торговлю, тем самым немного сдержав рост розничных цен, но “такая ситуация, по сути, душит независимых продавцов, а ведь по статистике их АЗС больше, чем АЗС крупных компаний”.

Одним словом, аналитики прогнозируют, что повышение цен на топливо – это не разовый процесс, он будет продолжаться и дальше, хотя и не резкими скачками, поскольку, как говорится, на носу президентские выборы. Поэтому откровенно злить народ власть едва ли решится, но а потом – ну, в общем, как всегда, хотя, скорее всего, российские власти все-таки постараются сдержать рост цен на бензин в рамках инфляции. Другой вопрос – получится ли?

“Резких скачков цен до марта 2018 года не будет из-за приближающихся выборов и традиционного для зимы падения спроса. Зато к середине весны следующего года мы можем увидеть в рознице 95-й бензин по цене до 50 рублей за литр, если не будет роста курса рубля к евро”, – делает прогноз Танкаев, отмечая, что зависимость от евро не случайна – все государства-соседи России ориентируются именно на европейские цены.

Ко всему уже сказанному, негатива для обычных российских обывателей прибавляет и тот факт, что в стране стали снова расти продажи автомобилей – обычно в таких случаях растет и стоимость топлива.  :///

 

Больше на ТЭКНОБЛОГ

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше