Багдад резко осудил контракт “Роснефти” и правительства Курдистана

Kurdistan Irak

Парламентский комитет по нефти и энергетике Ирака осудил контракт, который был заключен между правительством Иракского Курдистана и «Роснефтью». Этот документ иракская власть называет незаконным и недействительным.

В частности, глава парламентского комитета Али Муариджа заявил по этому поводу, что «федеральное министерство нефти Ирака – это единственная официальная и законная сторона, уполномоченная законодательством и недавним решением совета представителей» осуществлять такого рода действия.

По словам парламентария, заключение контракта произошло после того, как в октябре совет представителей Ирака ввел ограничения суверенных полномочий Иракского Курдистана, включая и право заключать нефтяные контракты и осуществлять экспортные поставки нефти.

Али Муариджа призвал «Роснефть», которая уже выплатила аванс по контракту с курдами 1,3 млрд долларов, как сообщали ранее СМИ, отказаться от контракта и взаимодействовать по вопросам нефтяного сектора исключительно с федеральным правительством Ирака и иракским министерством нефти.

Ранее, 20 октября «Роснефть» объявила о начале эксплуатации нефтепровода в Иракском Курдистане.

Также ранее сообщалось, что “Роснефть” и власти Иракского Курдистана в ускоренном режиме хотят построить газопровод, который может быть введен в эксплуатацию уже в 2019 году, в страны Евросоюза и Турцию. Отмечалось, что в 2019 году могут начаться поставки «голубого топлива» местным потребителям, а с 2020 года запланирован экспорт газа.

Еще летом этого года The Financial Times, писала, что российская сделка с курдами, которые контролируют территории, оспариваемыми официальным Багдадом, свидетельствует о том, что Кремль рассчитывает использовать «Роснефть» для усиления своей более агрессивной политики на Ближнем Востоке.

Иракский Курдистан в октябре озвучил планы по инвестициям 3 млрд долларов суммы контрактов с “Роснефтью”. Об этом, в частности, говорил в интервью РИА Новости глава комитета по финансам и вопросам экономики парламента автономии Иззат Сабер, который утверждал, что Курдистан уже получил 1 млрд долларов от «Роснефти», а позже, как сообщалось, был получен и аванс еще в размере 300 млн долларов. Однако в «Роснефти» позже поясняли, что Сабер — это оппозиционер, выводы которого не всегда соответствуют действительности.

Однако “Роснефть” решила все-таки не портить отношения с центральным правительством Ирака и даже дала иракским властям объяснения относительно своих контактов с Иракским Курдистаном. Как заявил министр нефти Ирака Джаббар аль-Лаиби, в российской компании назвали решения по сотрудничеству в инфраструктурных и производственных проектах предварительным.

До недавнего времени курдская автономия Ирака самостоятельно экспортировала нефть. Ирак и автономия так и не заключили договор насчет раздела нефтяных доходов. Несколько лет между Иракским Курдистаном и Багдадом действовало соглашение, по которому автономия передавала центру не менее 250 тыс баррелей нефти в сутки, получая взамен 17% доходов госбюджета. Но затем стороны перестали соблюдать договор, обвинив друг друга в его нарушении.

Ирак и Иракский Курдистан экспортировали свою нефть самостоятельно, не делая друг другу никаких отчислений. Ситуация осложнялась ранее тем, что курдские войска контролировали большую часть нефтяной провинции Киркук на севере страны, хотя номинально она в состав автономии не входила. И договоренности «Роснефти» с Иракским Курдистаном касались в том числе и Киркука. Но сегодня ситуация изменилась — Багдад взял под свой контроль нефтеносный Киркук. И смелости у него теперь стало значительно больше.

Еще в конце лета 2016 года Багдад объявил о начале переговоров с Курдистаном по поводу нового соглашения. Предлагался вариант, по которому Ирак экспортировал бы нефть из провинции Киркук в объемах от 70 до 100 тыс баррелей в сутки через турецкий порт Джейхан. Доходы от реализации сырья в этом случае делились бы поровну между федеральными властями и региональным правительством Курдской автономии. Однако эти переговоры тогда потерпели полное фиаско, а теперь в них вроде как и нет нужды, поскольку Курдистан неожиданно «слил» все свои прежние достаточно крепкие позиции, уступив Киркук. Были ли это сговор или в процесс вмешались некие силы, которым удалось разрешить вопрос именно так — это уже другой вопрос.

Но как бы там ни было, сегодня приходится признать, что у «Роснефти» в регионе могут возникнуть серьезные проблемы, если не удастся договориться с правительством Ирака. А сделать это будет весьма непросто, так как с большей долей вероятности российская компания не получит от Багдада тех преференций, которые удалось получить от курдов. Да и осадочек, как говорится, остался у всех — и у «Роснефти», и у Багдада. Причем у российской стороны существует и большой риск попросту потерять уже вложенные средства. :///