Сегодня Комитет по промышленности, исследованиям и энергетике Европейского парламента начинает рассмотрение поправок к Газовой директиве ЕС, предложенных Еврокомиссией. Также сегодня предложения ЕК обсудят в рабочей группе по энергетике Совета Евросоюза.
Предложенные поправки еще должны обсудить и согласовать министры стран союза в рамках Совета ЕС и пленарная сессия Европарламента, прежде чем они смогут вступить в силу. Но сначала их необходимо рассмотреть в профильных комитетах и группах.
Напомним, поправки к Газовой директиве ЕС предполагают применение основных принципов общеевропейского энергетического законодательства ко всем газопроводам, идущим из третьих стран по территории союза – действующим и тем, которые будут построены в будущем. Если поправки в итоге утвердят (предполагается, что только для морских трубопроводов), то, как минимум, шесть-семь государств – Алжир, Ливия, Марокко, Норвегия, Тунис, Великобритания (после возможного выхода из ЕС) и Россия с ее обеими «Северными потоками» могут быть вовлечены в этот процесс.
Хотя в ЕК и утверждают, что новые правила игры, если они будут приняты, не будут препятствовать строительству каких-либо новых газопроводов, их появление вызвано только одним – проектом «Северный поток 2». До начала его реализации никакие газопроводы, хоть британские, хоть алжирские, хоть какие бы то ни было другие Еврокомиссию совершенно не беспокоили.
На первый взгляд, заявленные цели выглядят весьма благообразно: недискриминационное в отношении некоторых государств ЕС установление тарифов на прокачку «голубого топлива», доступ к газопроводам третьих сторон (которые их не строили и не инвестировали в проекты), разделение деятельности по продаже и транспортировке газа (монополист сетей распределения должен предоставить 50% их емкости конкурентам) и т.д.
Сейчас строящийся «Северный поток-2» под действие этих норм не подпадает, что нервирует ЕК. Однако главным образом это раздражает Вашингтон, который спит и видит, как эскадры американских СПГ-танкеров отправляются к берегам Европы.
На самом деле позиция США является почти беспроигрышной в данном случае. Самое лучшее, если проект вообще не будет реализован: пока Украина и Россия будут безуспешно, а возможно, и очень бурно, договариваться о новом транзитном контракте, можно существенно усилить свою позицию на европейском газовом рынке – особенно, если начнутся перебои с поставками газа в Европу.
А если получится лишь заморозить проект на неопределенный срок, к чему, собственно, и ведет Еврокомиссия, или наделить большими полномочиями все ту же проамериканскую ЕК – тоже хорошо. Тогда в 2019 году, когда закончится действие российско-украинского газотранзитного контракта, появится очередной повод обвинить Россию в несоблюдении своих обязательств по поставкам в Европу газа.
Ведь совершенно ясно, что Киев постарается задрать транзитные тарифы до небес, «Газпром» разумеется, не согласится, и переговоры затянутся. А США поспешат «придти на помощь» европейским соратникам, впарив замерзающей Европе дорогой СПГ.
Между тем новые правила, если они будут приняты Советом стран ЕС и Европарламентом в ускоренном режиме, могут привести к тому, что на разных концах того или иного газопровода будут применяться различные законодательные нормы. И чтобы решить связанные с этим проблемы, ЕК хочет проводить международные переговоры и требует мандат на переговоры с РФ по «Северному потоку-2», в частности. :///