Польша мечтает реанимировать свои убыточные сланцевые проекты

Польша Вожняк

Сланцевая газодобыча приказала в Польше долго жить потому, что якобы была несовершенная налоговая политика, заявил глава польской энергетической компании PGNiG Петр Вожняк.

Действительно, Польша еще недавно возлагала большие надежды на сланцевую газодобычу в своей стране, поскольку американские спецы в этой области ранее заверили ее, что на территории страны можно добыть до 1 трлн кубометров сланцевого «голубого топлива». Некоторые крупнейшие энергетические компании начали активно вести разведочное бурение в Польше, однако скоро выяснилось, что их планам не суждено реализоваться. Поэтому они постепенно и свернули свои проекты, на которые возлагали большие надежды.

Теперь же в Польше заявляют, что эти планы по сланцевой газодобыче не были реализованы, вероятно, потому, что, дескать, сланцевый газ в стране залегает существенно глубже, чем в США. Да и конъюнктура на мировом рынке «голубого топлива» также оставляет желать лучшего, да и налоговое законодательство в Польше оказалось не ахти, уверяют в PGNiG.

“Мы не ставим крест на сланцах. В PGNiG сланцевый проект имеет статус замороженного. Если бы фискальные стимулы были хоть немного похожи на американские, то мы готовы провести анализ и рассмотреть возвращение на Поморье или на Люблинщину”, – заявил Вожняк, выразив уверенность в том, что идея PGNiG о возвращении к сланцевому проекту “не будет одинока”. Правда, Возняк все же признал, что неудача сланцевого проекта была предопределена в том числе и рыночными факторами – прежде всего ценами на сырье, которые в последние годы резко снизились.

“С тех пор цена на нефть хотя и выросла, но слабо, – посетовал Вожняк. – Поэтому стимул инвестировать слабее, особенно в Европе, где экологические ограничения соблюдаются чрезмерно строго”.

Также Вожняк с сожалением констатировал факт, что сравнивать сланцевые месторождения в Польше и США бесполезно, так как «бассейны сланцев» разные.

“В США, как и в Польше, бывают совершенно разные геолого-тектонические условия в различных бассейнах, но и в пределах отдельных бассейнов. Практически все так называемые бассейны сланцев, имеет свою специфику, которая требует разных методов добычи”, – заявил глава польской компании, подчеркнув, что в Польше “сланцы находятся на самом деле гораздо глубже, чем, например, американские, что сразу поднимает стоимость бурения”.

В 2011 году американское Управление энергетической информации сделало прогноз на производство 148 трлн кубических футов промышленных объемов газа на территории Польши (из них 72% – на северо-востоке в так называемом «Балтийском Бассейне»), которых стране при ее нынешнем потреблении газа должно было хватить примерно на 250 лет. Однако спустя два года этот прогноз был снижен на 21%, дальше – больше.

В 2012 году, разочаровавшись в польских сланцах, из Польши ушла сначала американская компания ExxonMobil, затем в 2013 году за ней потянулись и Marathon Oil, и канадская Talisman Energy. Затем Польшу покинула итальянская Eni, а за ней после очередного энергетического кризиса стали выходить из проектов и другие компании.

Разведочное бурение по «тяжелому» газу велось в Польше более пяти лет. В свое время первой из иностранных компаний купила лицензии на разработку независимая нефтегазовая корпорация 3Legs Resources Plc, зарегистрированная на британском острове Мэн и специализирующаяся как раз на добыче сланцевых нефти и газа. Но в 2014 году она прекратила свой фрекинг (технология гидроразрыва пласта, с помощью которой добывают сланцевый газ), который был самым масштабным в «Балтийском Бассейне» (первоначально его объемы сравнивали с месторождением «Барнетт» в Техасе).

«Уход еще одной компании – ясный сигнал, что польский проект по добыче сланцевого газа теряет свою привлекательность для иностранных игроков», – заявил тогда польский управляющий британской компании Cuadrilla Resources Ltd., разрабатывающей лицензионный участок.

С июня 2013 года число действующих лицензий по сланцевым образованиям сократилось на 43%, а те производители, лицензии которых заканчивались, попросту их не продлевали. И тогда Польша сетовала, что геологические условия в стране более трудные, чем в США, правда, надеялась на новый технологический прорыв в разработке сланцевого газа. Но в Европе его так и не случилось, поскольку газ хоть вроде как и есть в европейских недрах, но получить его не так-то и просто, как в США.

Польша в своем потреблении газа до сих пор более чем наполовину зависит от России, импортируя примерно 10 млрд кубометров «голубого топлива. Из Европы импорт существенно ниже, хотя теперь Варшава пытается рассуждать о долгосрочных поставках американского газа и краткосрочных из России, которая якобы подрывает ее “энергетическую безопасность”.  :///