Снижение экспортной пошлины на нефть в РФ “лежит за горизонтом 2020 года”

Текслер Минэнерго
Фото: www.b-port.com

Снижение нефтяной экспортной пошлины в России возможно после 2020 года, заявил первый заместитель министра энергетики России Алексей Текслер.

По его словам, Минэнерго с Минфином обсуждают этот вопрос, но согласованных решений пока нет, хотя общее понимание определенных принципов, которые призваны не допустить «ухудшения финансового состояния нефтяной отрасли в целом, как в добыче, так и в переработке», есть.

“Если детализировать, то хочу остановиться на следующих моментах. Первый – это запуск НДД и его отработка хотя бы год. Соответственно, с 2019 года, когда могут стартовать пилоты по НДД, на наш взгляд, нет никаких предпосылок для снижения пошлины. Ее снижение лежит за горизонтом 2020 года”, — заявил Текслер в интервью РИА Новости, отметив также, что другой важный момент дискуссии — это обсуждение таможенной субсидии, которая может быть обнулена для нефтепереработки.

Российские власти уже несколько лет обсуждают так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли страны. Предполагается поэтапное снижение — вплоть до обнуления — экспортной пошлины на «черное золото» с одновременным повышением налогообложения нефтедобычи.

Как указывает Текслер, обнуление экспортной пошлины на нефть может привести к снижению акцизов на нефтепродукты, поскольку придется нивелировать эффект для потребителей.

“Когда мы убираем экспортную пошлину, резко возрастает стоимость сырья с одной стороны, с другой стороны – подрастает netback. Несмотря на частичную компенсацию потерь, нефтепереработка все равно будет в минусе. Соответственно, весь этот минус через механизм обратного акциза должен быть компенсирован”, — отметил замминстра энергетики.

По словам Тесклера, взять и обнулить пошлину невозможно, потому что это может привести к топливному кризису в стране.

“Если говорить об обнулении пошлины, понятно, что у нас подавляющее большинство заводов будут в отрицательной зоне, поэтому пойти просто на обнуление мы не можем, это сразу создает очень высокие риски по снабжению рынка моторным топливом. Сейчас мы ведем предварительную работу с Минфином по отработке разного рода стимулирующих мер поддержки”, — сообщил Текслер.

Напомним, налог на дополнительный доход (НДД) уже довольно долго является своего рода камнем преткновения в отношениях Минэнерго и Минфина.

Ранее законопроект одновременно поступил и в правительство РФ, и в Госдуму. Минэнерго рассчитывало, что тестирование нового налога будет запущено с 1 января 2018 года. По подсчетам ведомства, введение НДД позволит увеличить российскую нефтедобычу на 60 млн тонн в год к 2036 году.

НДД планируют взимать с дохода от продажи нефти за вычетом затрат на добычу и транспортировку. Предельный размер учитываемых издержек ограничен 9500 рублей на тонну. В этом отличие нового налога от НДПИ, который зависит от количества добытой нефти, а не от финансового результата.

Весь прошлый год Минфин, инициатор введения НДД, и Минэнерго отчаянно спорили по поводу деталей расчета нового налога. Финансовое ведомство настаивало на скорейшем пробном введении НДД на новых месторождениях (гринфилдах) в Восточной Сибири (выработка которых составляе менее 5%) и на зрелых промыслах (браунфилдах) в Западной Сибири, выработанных на 20–80%, где добыча не превышает 15 млн тонн в год.

Однако Минфин рассчитал, что применение нового налога на старых месторождениях лишит бюджет 50–60 млрд рублей. Компенсировать потери ведомство предлагало временным повышением НДПИ для всей отрасли, против чего ополчились сами нефтяники при поддержке Минэнерго.  :///