Ученые из России участвуют в крупном международном проекте по разработке высокоскоростного гражданского самолета на водородном топливе. Об этом заявил генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) Михаил Гордин.
«Мы участвуем в международном проекте по разработке высокоскоростного гражданского самолета HEXAFLY-INT. Цель проекта – создание летательного аппарата на водородном топливе, способного достигать скорости порядка 7000-8000 км/ ч, что позволит преодолеть, например, расстояние от Москвы до Сиднея за три часа», – сообщил Гордин, слова которого цитирует ТАСС.
Участники проекта – ЦАГИ им. Жуковского, ЛИИ им. Громова, МФТИ, Европейское космическое агентство, Университет Сиднея, Германский центр авиации и космонавтики и Французский центр аэрокосмических исследований.
«Основным итогом работ на сегодняшний день является демонстрация в высотных условиях положительного аэродвигательного баланса (тяга превышает суммарное аэродинамическое сопротивление – прим. ВЗГЛЯД) стендового модуля при числе Маха 7,4», – сказал Гордин, отметив, что учены ЦИАМ работают над созданием двигателя и силовой установки для перспективного пассажирского сверхзвукового самолета со скоростью полета при 1,6-1,8 Маха, низким барьером звукового удара и выброса вредных веществ в атмосферу.
По словам Гордина, опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию нового двухконтурного турбореактивного двигателя повышенной тяги ПД-35 могут начаться через шесть лет.
«В настоящее время ПД-35 находится в стадии научно- исследовательских разработок. В ближайшие шесть лет будет создан необходимый научно-технический задел для начала опытно-конструкторских работ», – рассказал гендиректор ЦИАМ, отметив при этом, что этот двигатель создается для перспективных широкофлюзеляжных самолетов. Как пример, он привел российско-китайский самолет CR929.
Участники проекта сначала разработают технологии для создания двигателя-демонстратора, а затем уже начнутся опытно-конструкторские работы.
«Сейчас мы разрабатываем технологии и облик демонстратора для ПД-35. На сегодняшний день согласованы все технические задания на 18 технологий, они сформированы и промышленностью, и нами как головной научной организацией в области авиадвигателестроения. В рамках НИР запланирована их детальная разработка, расчеты, моделирование, потом – изготовление образца», – сообщил Гордин, отметив, что новый двигатель будет значительно мощнее тех, которые существуют сегодня.
По его словам, двигатель ПД-35 нельзя будет назвать двигателем шестого поколения, поскольку в настоящее время у российских гражданских двигателей «только-только начинается пятое поколение.
«Он, скорее всего, будет «5+», – сказал Гордин, уточнив, что, по его мнению, опытные работы по двигателю шестого поколения можно ожидать не ранее чем через десять лет. :///