Украину “убьет” не “Северный поток-2”, а ее антироссийская политика

Pushkov

Антироссийская политика нынешних украинских властей гораздо быстрее «убьет» Украину, чем реализация проекта строительства газопровода «Северный поток-2»,написал в Twitter член Совета Федерации Алексей Пушков.

«Не „Северный поток-2“ „убьет“ Украину, а линия ее руководства», — уверен Пушков, указавший также на то, что Украина «уже потеряла около 20 млрд долларов от разрыва связей с Россией, ее резервы — лишь 5 млрд».

Накануне новый польский премьер Матеуш Моравецкий заявил, что Украину «убьет» газопровод «Северный поток-2», если он будет построен. По его словам, Киев не только потеряет приличный доход в бюджет страны от транзита российского газа, но и украинская государственность может серьезно пострадать, так как у России якобы будут развязаны руки для «агрессивных» действий в Донбассе.

«Мы считаем, что „Северный поток-2“ — проект очень вредный, который угрожает безопасности Центральной Европы. Это проект, который может быть даже смертельным для Украины, нашего непосредственного соседа», — заявил накануне Моравецкий.

Напомним, ранее польские власти заявили, что уже через несколько лет намерены отказаться от российского газа, чтобы получить «энергетическую независимость» от России. Правда, до недавнего времени дело доходило лишь исключительно до громких заявлений — основной объем «голубого топлива», а это порядка 10 млрд кубометров газа из 15 млрд, как шел в Польшу из России, так и по-прежнему идет. До 2022 года между Россией и Польшей действует долгосрочный контракт, который, как заявляют в Варшаве, пролонгирован не будет. Также Польша заявила, что намерена отказаться в будущем от долгосрочных контрактов.

С 2015 года в польском городе Свиноуйсьце работает СПГ-терминал, ежегодная мощность которого составляет 5 млрд кубометров. Польша покупает СПГ из Катара, Норвегии. Налаживает поставки сжиженного газа из США.

Большинство экспертов сходится во мнении, что американский СПГ, на который сегодня стала делать ставку Польша, будет ей обходиться дороже российского трубопроводного. Однако Варшава решила платить за свою «энергетическую независимость», переложив в итоге все тяготы этой “независимости” в виде увеличения оплаты по счетам услуг ЖКХ и электроэнергию на местных потребителей. Просто Польша будет вынуждена доплачивать за придуманную ею же «независимость».

Однако пятилетний польский контракт на поставку СПГ из США может стать первой ласточкой, поскольку за польской PGNiG могут все-таки потянуться другие европейские компании, обслуживающие газотранспортные системы других стран Евросоюза. А подорожание газа и электроэнергии польские власти, например, спишут на плату за независимость от “страшной и агрессивной” России.

Что касается американцев, то для них куда важнее рынки в странах АТР, где за СПГ можно выручить куда больше денег, а поставки в Европу — это, скорее, возможность ограничить в Европе российское присутствие.

Но “Газпрому” все-таки придется, скорее всего, отказаться от долгосрочных экспортных контрактов, новые газовые соглашения будут более гибкими – и заключаться они будут на короткий срок, и стоимость газа все равно в итоге привяжут к текущим спотовым ценам. «Газпром» такое положение дел, конечно, не очень устраивает. Его резон примерно следующий: если привязать цены на газ к спотовому рынку, то, например, могут возникнуть ценовые манипуляции на “голубое топливо” – вроде тех, что случаются на торговых площадках, на которых торгуют «бумажной» нефтью, однако страдают от этого непосредственно производители “черного золота”. Но у “Газпрома” своя логика, а европейских потребителей – своя. И истина, как известно, всегда находится где-то посередине.

Что касается польских заявлений о «трагичной судьбе» Украины в случае реализации проекта «Северный поток-2», то, скорее всего, они больше напоминают «политическую ширму», за которой прячутся истинные интересы Польши, которая не только боится потерять российский газовый транзит, но и мечтает стать крупнейшим в Центральной и Восточной Европе СПГ-хабом.

А если проект «Северный поток-2» будут сорван, то Польша, как минимум, останется при своих. Но польские власти также прекрасно отдают себе отчет и в том, что срыв сроков строительства газопровода должен заставить «Газпром» (читай – российские власти) снова начинать бурные дискуссии с Украиной по условиям поставок российского газа европейским потребителям через украинскую территорию. “Газпром” должен выполнять свои долгосрочные контракты, чтобы не нарваться на крупные штрафы.

Как известно, нынешний транзитный договор России и Украины заканчивается в конце 2019 года – и именно к этому сроку «Газпром» со своими европейскими партнерами планирует завершить строительство «Северного потока-2». Но новые переговоры России и Украины по вопросу транзита газа вряд ли будут безоблачными – и с большой степенью вероятности можно утверждать, что разногласия не будут быстро преодолены, а это, возможно, приведет к перебоям поставок российского газа. И в этом на Западе, согласно давней практике, будут обвинять не Украину, а Россию.

И тогда для Польши настанет ее звездный час – умелая тактика польских лоббистов “поможет” навязать Европе закупку больших объемов сжиженного природного газа. К чему, собственно, Варшава готовится и стремится. Не без существенно финансового для себя интереса, разумеется.  :///