Производителей “некачественной” нефти никак не могут заставить заплатить

ФАС Голомолзин

Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Анатолий Голомолзин предложил создать банк нефти, чтобы предприятия-производители сернистой нефти платили остальным компаниям за низкое качество продукта. Об этом представитель ведомства заявил на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, которое было посвящено тарифам “Транснефти”. Об этом пишет издание “Коммерсант”, ссылаясь на свои источники информации.

В публикации сообщается, что, согласно оценкам «Транснефти», предприятия стали добывать больше сернистой нефти – примерно 3–3,5 млн тонн нефти. Это снижает качество экспортного сырья, что не только вызывает нарекания у импортеров российского «черного золота», но также вызывает нездоровый ажиотаж в спорах российских компаний по этому поводу. «Коммерсант» отмечает, что в настоящее время допустимый уровень серы в российской экспортной марке нефти Urals должен составлять 1,8%, однако ее содержание в сырье, которое поставляют, например “Татнефть” и “Башнефть”, более 2–2,3%.

Поэтому ФАС и предлагает компаниям, сдающих нефть с повышенным содержанием серы, компенсировать другим производителям нефти разницу между стоимостью своего сырья и Urals. Чтобы идея ФАС была реализована, ведомству придется запрашивать данные от компаний, отслеживая транспортировку и качество сырой нефти в период ее прохождения по всем участкам трубопровода. А задача эта практически невыполнимая, так как если хоть одна из компаний не захочет предоставить эти данные – а это случится непременно! – вся система даст сбой. Пока это предложение находится на начальном уровне разработки, но, как сообщил изданию один из его источников, реализовать его в реальности будет весьма проблематично.

Однако у «Транснефти» уже есть свой виртуальный банк нефти, причем функционирует этот программный комплекс, учитывающий сдаваемую нефть по плотности и сере, несколько лет. Однако это внутренний продукт, с которым можно знакомить лишь клиентов, ссылается «Коммерсант» на слова советника президента «Транснефти» Игоря Демина. Сама же “Транснефть” не в состоянии контролировать уровень серы в сырье, которое предоставляют компании, поскольку права отказать в доступе к нефтепроводу той или иной компании у нее нет.

В публикации говорится, что самый реалистичный путь решения этой проблемы – отдельная труба для высокосернистой нефти в порт Усть-Луга. Этот вариант обсуждается уже давно, но в настоящее время, как заявили опрошенные «Коммерсантом» источники, процесс этот активизировался. В частности, они ссылаются на итоги недавнего совещания у заместителя главы Минэнерго Кирилла Молодцова с производителями нефти. В данном случае речь идет об использовании уже имеющейся инфраструктуры с определенными доработками. Идея была поддержана большинством крупных игроков – производителей нефти. Кто был против также не очень сложно догадаться – предприятия Татарстана и Башкирии, которые, собственно, в основном и производят высокосернистую нефть, но кому-то “приплачивать” за свое не очень качественное сырье они категорически не желают.  :///