“Северный поток-2”: Брюссель снова вводит общественность в заблуждение

Ederer

Газовая директива Еврокомиссии (ЕК) не направлена против российского проекта строительства газопровода «Северный поток-2», участие в котором также принимают пять крупнейших европейских энергетических компаний. Об этом заявил посол Евросоюза в России Маркус Эдерер.

«Директива ЕК не направлена против какого-то определенного трубопровода, она направлена на создание правовой безопасности всех трубопроводов, которые приходят на территорию Евросоюза и выходят с нее», – заявил он, отметив, что «эти нормы не нацелены на запрет эксплуатацию какого-то трубопровода или его прокладку».

Ранее на этой неделе Европейская ассоциация газовых компаний (Eurogas) раскритиковала планы ЕК добиться принятия закона, распространяющего принципы директивы ЕС по газу в рамках Третьего энергопакета на входящие газопроводы без предварительных консультаций.

В свою очередь, Россия также неоднократно заявляла, что Брюссель пытается оказать давление на Москву, а также не европейские компании, чтобы добиться отказа от реализации проекта «Северный поток-2», который, в частности, пока активно поддерживает немецкий бизнес.

Осенью прошлого года ЕК внесла предложение об изменениях в директиву по газу. Поправки к Газовой директиве ЕС предполагают применение основных принципов общеевропейского энергетического законодательства ко всем газопроводам, идущим из третьих стран по территории союза – действующим и тем, которые будут построены в будущем.

Если поправки в итоге утвердят (предполагается, что только для морских трубопроводов), то, как минимум, шесть-семь государств – Алжир, Ливия, Марокко, Норвегия, Тунис, Великобритания (после возможного выхода из ЕС) и Россия с ее обеими «Северными потоками» могут быть вовлечены в этот процесс. При этом в ЕК уверяют, что новые правила игры, если они будут приняты, не станут препятствовать строительству каких-либо новых газопроводов, прежде всего – а это очевидно! – «Северного потока-2».

Причем в ЕК уже заявили и о нецелесообразности его строительства, сочтя достаточной и нынешнюю газовую инфраструктуру Европы — особенно на фоне ожидающейся острой конкуренции трубопроводного газа с СПГ. Например, США стремятся активно «освоить» европейский газовый рынок, предлагая свой более дорогой сжиженный природный газ (СПГ), который едва ли может конкурировать по цене с российским трубопроводным.

На первый взгляд, заявленные цели ЕК выглядят весьма благообразно: недискриминационное в отношении некоторых государств ЕС установление тарифов на прокачку «голубого топлива», доступ к газопроводам третьих сторон (которые их не строили и не инвестировали в проекты), разделение деятельности по продаже и транспортировке газа (монополист сетей распределения должен предоставить 50% их емкости конкурентам) и т.д.

Но де-факто выясняется, что эти поправки дадут Брюсселю инструмент для ограничения, а возможно и полной блокировки поставок газа по «Северному потоку-2». Если ЕК и не сможет остановить строительство газопровода, то, по меньше мере, будет предпринята отчаянная попытка сорвать строки строительства газопровода и не допустить его полноценной эксплуатации, если поправки к Газовой директиве все же будут приняты.  :///