тэкно:///блог

Нефтяники воспользовались сменой правительства, чтобы задрать цены на бензин?

Вт, 31 Июль 2018 | 13:50 |

DvorkovichDvorkovich

Весенний скачок топливных цен в России связан со сменой правительства. Такое мнение высказал Аркадий Дворкович, который до начала мая занимал пост вице-премьера, курирующего топливно-энергетический комплекс.

«То, что произошло на бензиновом рынке, скорее вопрос пересменки в правительстве и отсутствия должного ежедневного управления этой сложной системой сдержек и противовесов в период этой пересменки, — пояснил Дворкович в интервью РБК. – Это не обвинение кого бы то ни было, а объективный фактор».

Нефтяники, по словам экс-вице-премьера, решили реализовать накопленный потенциал роста цен из-за «небольшой, буквально двух-трехнедельной, перестановки местами в правительстве и ожиданий, что налоги могут повыситься». Дело в том, что из-за постоянного конфликта интересов на бензиновом рынке между нефтяниками и финансовой системой ситуация с ценами на топливо требовала «ежемесячной работы» с компаниями и «постоянной балансировки интересов».

«Если бы были четкая работа, четкое управление ожиданиями, можно было бы просто распределить в гораздо более длительный промежуток времени этот накопленный потенциал, сгладить динамику цен», — уверен Дворкович. Вместе с тем, он отказался комментировать меры, принятые новым кабинетом министров для стабилизации ситуации на топливном рынке, сославшись на то, что «слишком мало времени прошло».

Напомним, в апреле в РФ бензин стал резко дорожать: с начала года он прибавил в цене 8%, дизтопливо – 8,5%. Власти назвали причиной рост цен на нефть, из-за чего нефтекомпании нарастили экспорт в ущерб поставкам на внутренний рынок. Именно этот дефицит и вызвал скачок стоимость бензина для отечественного потребителя.

Обновленный состав правительства стал экстренно решать проблему и сумел сбить накал ситуации, однако неизвестно, надолго ли. Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Максим Овчинников заверяет, что комплекс правительственных мер устранил саму возможность для резких скачков цен на бензин и дизельное топливо.

“Мы выдали восемь предупреждений хозяйствующим субъектам, действующим на этом товарном рынке. Правительство РФ приняло решение о том, что будет снижаться налоговая нагрузка, потому что доля цены бензина у нас – более 60%, по сути дела – это налоговая нагрузка на предприятия нефтяного сектора. Нам кажется, этот комплекс мер, он позволит стабилизировать ситуацию на рынке, и в ближайшее время никаких ценовых “шоков” мы не ожидаем”, – отметил Овчинников.

А другой зам. главы ФАС, Анатолий Голомолзин, пообещал, что в следующем году повторения скачка цен на бензин также не будет: “Предполагается механизм обратных акцизов, которые состоят из двух компонентов. Один компонент связан с отражением ситуации, касающейся поэтапного снижения пошлин на нефть и нефтепродукты, а второй компонент как раз касается демпфирующего механизма, который отражает влияние изменения ситуации на рынке”.

Напомним, согласно новым правилам нефтеперерабатывающие заводы России получат отрицательный акциз на нефть. Критерием будет производство товарного бензина 5-го класса: заводам, у которых на него приходится более 10% первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчета примерно 3 тыс рублей на тонну перерабатываемого сырья.

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз “только для бензина” исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.

НПЗ, которые не производят товарный бензин, вообще не получат акциз. Это, например, завод НОВАТЭКа в Усть-Луге, Марийский НПЗ группы New Stream Дмитрия Мазурова и еще ряд предприятий.

Отрицательный акциз будет дополнен так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) превышает текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет возвращает НПЗ половину разницы. В обратную сторону, то есть при наличии премии внутреннего рынка, механизм работать не будет.

Установление акциза будет рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое. С учетом этих инструментов налоговый маневр, как ожидается, должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 рублей на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 рубля на литр). :///

Читайте аналитические материалы, обзоры и последние новости нефтегазовой индустрии на сегодня, 17 Декабря, в нашей ленте и в наших группах в социальных сетях:
Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, Twitter и Telegram


Рубрики: Взгляд, Новости | Темы: , , ,

О чём говорят в интернете