тэкно:///блог

Экранопланы будут возить пассажиров на Дальнем Востоке

Вт, 6 Ноябрь 2018 | 15:54 |

Ekranoplan_proekt

Фото: vpk.name

Компания “Терминал Акватика” – резидент Свободного порта Владивосток (СПВ) – намерена в 2022 году начать перевозку пассажиров на скоростных экранопланах. Как рассказали в Минвостокразвития, эти суда на динамической воздушной подушке позволят за полчаса добраться из Владивостока до Находки.

“Приморскую скоростную морскую транспортную систему с использованием экранопланов планирует запустить резидент СПВ – “Терминал Акватика”. Проект стоимостью 93 млн рублей в рамках соглашения с “Корпорацией развития Дальнего Востока” будет реализован в сотрудничестве с “Союзмортранс” под эгидой Российского НТО судостроителей имени академика А.Н.Крылова”, – говорится в сообщении министерства.

“Принцип движения с эффектом динамического поддержания обеспечивает амфибийность, беспрецедентно низкий уровень энергозатрат, экологическую чистоту эксплуатации и всесезонность навигации на морских и речных акваториях”, – отметил гендиректор “Терминала Акватика” Аркадий Потапенко.

В ближайшем будущего в зоне Уссурийского залива в бухте Патрокл будут построены пассажирский терминал с автостоянкой, ангар для хранения и технического обслуживания экранопланов, гидроспуск для выхода на воду и подъема на береговую стоянку и плавучий понтонный пирс.

Суда будут курсировать по маршрутам Владивосток – Славянка, Владивосток – Большой Камень и Владивосток – Находка. Стоимость такого путешествия не превысит цену билета на междугородний автобус.

Экранопланы используют эффект резкого увеличения подъемной силы крыла непосредственно над земной или водной поверхностью – на высоте до 12 метров. Эти машины обладают уникальными свойствами, соединяя в себе скорость, как у самолета, большую грузоподъемность за счет использования экранного эффекта и способность автономного, как у морского корабля, плавания на воде.

Вполне вероятно, что в мире назревает бум в области экранопланостроения, и, как знать, может статься, что этот пока не очень широко распространенный вид техники станет важной составной частью скоростного транспорта XXI века.

На самом деле еще в 1920-е годы, когда испытывались самолеты с крылом, прикрепленным к нижней части фюзеляжа, конструкторы обнаружили, что подъемная сила крыла при посадке несколько увеличивается и в результате машина продолжает лететь, как бы не желая приземляться.

Позже выяснилось, что между крылом и поверхностью земли воздух сжимается и становится плотнее, образуя дополнительную подъемную силу, поддерживающую самолет в воздухе. Это явление назвали экранным эффектом, а сам экран – это гладкая поверхность воды или земли.

Подобные машины пытались строить в СССР давно – создать экранолет, который мог бы летать над пустыней и водой, снегами и льдами, мечтали многие конструкторы еще перед Второй мировой войной. Тогда не сложилось.

Зато после войны к старым научным разработкам вернулись. Отношения между Советским Союзом и США были, как и сегодня, не очень теплыми – по всем невидимым фронтам бушевала «холодная война», и гонка вооружений из года в год набирала обороты.

Проект морского судна, которое умело летать, разработал конструктор Ростислав Алексеев. Этот человек, получивший большие полномочия от тогдашнего руководителя страны Никиты Хрущева, не стал делать сложные расчеты, а действовал методом экспериментов. Из папье-маше он создавал модели экраноплана и изучал их аэродинамические свойства. В результате этой работы и были созданы советскими инженерами первые безмоторные конструкции, их испытывали на воде, прицепив на буксире к морским судам.

Первый настоящий экраноплан появился в 1966 году. Для секретных служб всего мира аппарат стал полной неожиданностью. Но как бы там ни было, в один прекрасный день над Каспийским морем обнаружилась гигантская машина длиной 100 м и весом 550 тонн.

Водяной «динозавр» имел 10 мощных турбореактивных моторов, которые поднимали его над поверхностью воды на высоту от 30 см до нескольких метров. Уникальные способности этого аппарата стали очевидными сразу: он хоть и не мог летать высоко, зато умел прекрасно передвигаться в условиях довольно-таки приличного шторма – даже пятиметровые волны не были для него помехой. Также он мог перескакивать через мели, песчаные косы и другие препятствия, встречающиеся на его пути.

КМ-1 стал уникальной гигантской лабораторией, где испытывались возможности экранопланов – аппаратов, держащихся в воздухе благодаря воздушной подушке, возникающей между крыльями и ровной поверхностью. КМ бороздил Каспий вплоть до 1980 года, когда он потерпел аварию и затонул – случилось это в тот же год, когда умер его создатель.

В те времена подобные водно-воздушные гиганты не снились ни «Боингу», ни «Локхиду». В США, ФРГ и Японии начиная с 1960-х годов построили лишь несколько лёгких экспериментальных машин подобного плана. Что же касается аббревиатуры, то означала она вовсе не «каспийский монстр», а «корабль-макет».

Первый советский экраноплан оставил «потомство»: три подобных аппарата – «Орленок», «Лунь» и «Спасатель». Они хоть и были поменьше своего «папы», но умели делать то же самое, а кое в чем даже его превзошли.

Например, экранолет «Лунь», вооруженный противокорабельными ракетами «Москит» среднего радиуса действия, также мог стать грозным морским оружием. Но, увы, не стал – в России посчитали, что необходимость в ракетных и десантных экранопланах отпала. В серию «Лунь» так и не пошел, а из его многочисленных модификаций было изготовлено только пять машин, и производство прекратили.

В определенной степени все аппараты стали жертвами бюрократических интересов двух военных ведомств – ВМФ и ВВС. В первом их считали воздушными судами, а во втором – кораблями, хотя и летающими. «Дружить» генералы не захотели. Да и несколько серьезных аварий, которые, скорее, произошли по вине пресловутого «человеческого фактора», когда за штурвал экранопланов садились обычные летчики, поставили жирный крест на отечественном экранопланостроении… :///

Читайте аналитические материалы, обзоры и последние новости нефтегазовой индустрии на сегодня, 14 Ноября, в нашей ленте и в наших группах в социальных сетях:
Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, Twitter и Telegram


Рубрики: Новости, Технологии | Темы: , , ,

О чём говорят в интернете