тэкно:///блог

Если РФ прекратит поставки топлива на Украину, то ее ждет коллапс

Пн, 12 Ноябрь 2018 | 17:01 |

Benzin_cisterna

Фото: tumix.ru

Украина не способна обойтись без российских нефтепродуктов. Как рассказал эксперт киевского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук, на РФ приходится почти 60% украинского топливного импорта, поэтому если поставки по каким-либо причинам прекратятся, это станет катастрофой для страны.

“Если действительно Россия прекратит поставки, то у нас действительно наступит коллапс в секторе нефтепродуктов, и он может длиться до полугода, пока ситуация стабилизируется и рынок переориентируется”, — пояснил эксперт в интервью порталу “Обозреватель”.

“Мы просто не успеем быстро переориентироваться, и для нас это обычно будет коллапсом на рынке нефтепродуктов. На других рынках может и не быть достаточных дополнительных объемов, чтобы быстро перекрыть наш дефицит. В таком случае даже сложно спрогнозировать, до какого предела вырастет цена на нефтепродукты и как изменятся цены”, — предупредил Корольчук.

При этом Россия, по мнению эксперта, не заинтересована в прекращении поставок топлива, более того, за последние четыре года экспорт российских нефтепродуктов на Украину только вырос. Однако, ранее проблемы уже возникали из-за с сокращения поставок из Белоруссии, и теперь могут возникнуть вновь.

Дело в том, что с начала ноября Россия прекратила поставки в Белоруссию бензина, дизельного топлива и мазута, и это ограничение будет действовать до конца следующего года. Как объяснили в Министерстве энергетики РФ, беспошлинный экспорт нефтепродуктов в Белоруссию нецелесообразен — республика полностью обеспечивает свои потребности в нефтепродуктах за счет переработки российской нефти.

В российском Министерстве энергетики разъяснили: поставки определенных нефтепродуктов, не производящихся в Белоруссии, сохранятся. Ограничения не затронут и торговлю нефтью: в 2019-м Москва отправит в соседнюю страну 24 млн тонн, как и в прошлом году. Что же касается автобензина, солярки, мазута — в индикативном балансе предусмотрены нулевые показатели.

За семь месяцев текущего года белорусы ввезли 2,3 млн тонн нефтепродуктов из России на сумму свыше 900 млн долларов. Очевидно, что реальная потребность республики в нефтепродуктах намного ниже. Для сравнения, пять лет назад импорт российских нефтепродуктов не превышал и 90 тыс тонн. Все, что Белоруссия не использовала сама, активно реэкспортировала — основной объем уходил на Украину.

“Российский, украинский и белорусский народы всегда, при всех расхождениях объединяла смекалка. Смекалка украинцев заключалась в том, что Белоруссия — удобный и дешевый канал для реэкспорта”, — указывает Алексей Громов, директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.

Эксперт предполагает, что канал перекрыли пока в тестовом режиме, но если белорусы представят убедительные обоснования, что им нужно больше наших энергоресурсов для экономики, возможно, ограничения пересмотрят.

“Эта разумная профилактическая мера, мы не хотим помогать другому государству в ущерб себе. Украинцы могут купить нефть где-то еще, если не хотят покупать у России напрямую. То, что мы теряем существенные деньги, стало слишком заметно, игнорировать это уже неудобно”, — добавляет независимый аналитик Дмитрий Адамидов.

Стоит отметить, что Украина закрывала до 40% своих потребностей в моторном топливе за счет российской нефти, которую реэкспортировала Белоруссия. Преимущества для Киева очевидны: выгодная логистика с практически прямыми поставками и хорошие цены.

Физический дефицит украинцам, конечно, не грозит, на рынке нефтепродуктов достаточно. Другое дело, что в отличие от дешевой серой схемы (нефтепродукты доставались Минску беспошлинно в рамках Таможенного союза) поставки из альтернативных источников обойдутся дороже: платить придется по рыночным ценам.

Экономисты не исключают, что заместить выпадающие белорусские поставки попробует кто-то из ближайших конкурентов, например, Казахстан. Другой вариант — соседи по Европе. “Украина закупает альтернативный газ в Европе по цене на десять-пятнадцать процентов выше российского, то же самое будет и с нефтепродуктами”, — полагает Алексей Громов. :///

Читайте аналитические материалы, обзоры и последние новости нефтегазовой индустрии на сегодня, 18 Декабря, в нашей ленте и в наших группах в социальных сетях:
Facebook, Одноклассники, ВКонтакте, Twitter и Telegram


Рубрики: Новости, Транспорт | Темы: , , , ,

О чём говорят в интернете