тэкно:///блог

Топливное соглашение с кабмином обошлось нефтяникам в полсотни миллиардов

Пт, 30 Август 2019 | 8:35 |

Весна и осень прошлого года запомнились многим резким ростом цен на бензин на фоне волатильности котировок нефти. С января по ноябрь бензин в России в среднем подорожал почти на 9%, тогда как инфляция за этот период, по данным Росстата, составила лишь 3,4%.

Zapravka_AZS

Фото: 40161.ru

В этой связи правительство договорилось с нефтяниками о фиксации топливных цен, а с января 2019 года начал действовать демпфирующий механизм в нефтяной отрасли, компенсирующий компаниям недополученные доходы при поставках топлива на внутренний рынок. Он предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.

Власти возместили нефтяникам почти 180 млрд рублей, однако потери компаний оказались на 47 млрд рублей больше, подсчитали эксперты – участники круглого стола в ТАСС. И хотя механизм все еще позволяет удерживать цены на топливо в пределах инфляции, сбои в его работе могут возникнуть, если доллар подорожает до 70 рублей, считают они.

В прежние годы сдерживать избыточный рост цен на топливо позволяла привязка курса рубля к доллару. Однако после введения механизма бюджетного правила, согласно которому дополнительные доходы от продажи нефти дороже 40 долларов за баррель направляются в резервы, эта зависимость снизилась.

Потому-то правительство и подписало соглашения с крупнейшими нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо до апреля 2019 года, а потом продлило его еще на три месяца. Демпфирующий же механизм предусматривал, что государство возмещает компаниям до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами.

Однако если цены на внутреннем рынке оказываются более выгодными, нефтяники должны были сами доплачивать в бюджет. После того, как в первом квартале этого года демпфер сработал именно по этому сценарию, компании настояли на его корректировке. С 1 июля 2019 года размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива.

В конечном итоге за первые семь месяцев 2019 года нефтяники потеряли 226 млрд рублей, получив в качестве компенсации 179 млрд рублей, подсчитал генеральный директор исследовательской группы “Петромаркет” Иван Хомутов. “Демпфер не сработал так, как задумывался, а лишь выступил неким механизмом компенсации части убытков для нефтяников”, – пояснил он.

Несмотря на демпфер, экспорт топлива по-прежнему остается для компаний выгоднее, чем поставки на отечественный рынок, согласился главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Однако в целом, считает он, при текущих ценах на нефть – 60-65 долларов за баррель – механизм работает “вполне удовлетворительно”, компенсируя 70-90% потерь компаниям от продажи моторных топлив на внутреннем рынке.

Однако аналитик кампании “Финам” Алексей Калачев не согласился с утверждением об убыточности нефтяного бизнеса из-за регуляторных мер. Он напомнил, что многие компании выигрывают от работы на внешних рынках и экспорта нефтепродуктов.

“Я с этим согласен – они прибыльные. Просто добыча генерирует такую EBITDA, что она перекрывает все убытки переработки. Но нужно понимать, что если этот сегмент заводить в убытки, вы не стимулируете его развитие”, – парировал ему Хомутов.

В целом участники круглого стола в ТАСС были единодушны в том, что демпфер – вынужденный и ограниченный в своей эффективности механизм. “Бюджетное правило работает, модифицировать мы его не хотим, поэтому получаем ситуацию, когда малейший рост цен на мировом рынке транслируется в рост цены бензина”, – указал заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Вся эта конструкция, с учетом нацеленности на низкую инфляцию и невозможности отменить топливные акцизы, “в которой нельзя поступиться ни одним элементом, приводит как раз к тому, что мы сейчас имеем”, отметил Широв. “Какие-то из этих “красных флажков” надо снимать. Это задача экономической политики. Либо мы должны иметь другое бюджетное правило, либо мы должны повысить параметры таргетирования инфляции”, – считает он.

Эксперты напомнили, что действующий механизм регулирования топливного рынка работает не во всем диапазоне курса рубля. “Если курс достигнет 70 рублей за доллар, то опять система выйдет из равновесия, и надо будет искать варианты”, – говорят они. В этом случае потребуется новая коррекция демпфера. Поэтому необходимо в целом задуматься о новой системе налогообложения нефтяной отрасли, резюмируют эксперты. :///


Читайте свежие новости нефтегазовой индустрии, аналитические материалы, обзоры и комментарии экспертов на сегодня, 06 Декабря, в нашей ленте.

Подписывайтесь на нас в социальных сетях Telegram, Facebook, Twitter, VK, ОК и новостных агрегаторах Яндекс.Дзен и Google Новостях.

Рубрики: Новости | Темы: , , , , ,

О чём говорят в интернете
Загрузка...