Украина договорилась с США и Польшей о поставках американского СПГ, который после регазификации на польском терминале в Свиноуйсьце будет перекачиваться на украинскую территорию. Любопытно в данной ситуации то, что в схему поставок непонятно зачем включены две посреднические компании.
Заместитель министра энергетики и защиты окружающей среды Украины Константин Чижик сообщил, что через польские СПГ-терминалы на украинский хаб будет поступать 6-8 млрд кубометров газа в год для перепродажи в Европу. Фактическое управлением хабом, то есть газовыми хранилищами, передается компании Louisiana Natural Gas Exports, Inc.
Замминистра добавил, что речь идет о «беспрецедентном полномасштабном проекте», который усилит энергетическую независимость европейских стран от России. «Учитывая очень большой геополитический вес проекта, его реализация будет проходить под патронатом президента Украины», — подчеркнул Чижик.
В ноябре Украина закупила первую партию американского газа. Соглашение с Louisiana Natural Gas Exports — следующий шаг. «Речь идет о вхождении Украины в капитал всей цепочки: от добычи газа в США до его продажи в Европу», — уверяет Чижик. Однако, судя по всему, замминистра несколько приукрашивает действительность.
Дело в том, что ключевым звеном трехстороннего соглашения Вашингтона, Варшавы и Киева выступает небольшая и малоизвестная компания «Энергетические ресурсы Украины» (ЭРУ). Именно она будет покупать у польской PGNiG американский газ, а затем перепродавать его «Нафтогазу Украины», отмечается в аналитическом материале РИА Новости.
Почему американский СПГ закупает мелкая частная компания?
Это странно: ведь, когда речь идет о государственных интересах, сделки обычно реализуют компании национального масштаба. В данном случае логичным был бы прямой договор между PGNiG и «Нафтогазом». Но почему-то понадобился посредник, причем довольно подозрительный.
«Энергетические ресурсы Украины» — одна из компаний, принадлежавших гражданам США Андрею Фаворову и Дейлу Перри. В нулевые они работали в американской AES Corporation, занимавшейся приватизацией угольных шахт, нефтепромыслов, электростанций в России, Казахстане, Грузии и Украине.
В 2015-м партнеры запустили собственный бизнес, создав целую группу компаний, в которую вошли американская ERA Corporation, кипрская ERA Finance Ltd, украинская ЭРУ и ряд других. В марте 2016-го ERA finance Ltd и ЭРУ учредили в Киеве «ЭРУ-Трейдинг», гендиректором которой назначили Андрея Фаворова.
В августе того же года новая компания закупила у польской PGNiG большую партию природного газа и перепродала его «Нафтогазу Украины». Точнее, его «дочке» — «Укртрансгазу». С тех пор «ЭРУ-Трейдинг», как по волшебству, неизменно выигрывала тендеры «Укртрансгаза» на поставку голубого топлива — всего на сумму более 6 млрд гривен.
Необъяснимым образом эта небольшая украинская компания умудрилась стать партнером американской правительственной Корпорации частных зарубежных инвестиций (OPIC). Притом что по закону OPIC «помогает американским предприятиям инвестировать в развивающиеся рынки и продвигает приоритеты внешней политики США и национальной безопасности». То есть в Вашингтоне почему-то считают ЭРУ «американским предприятием», выполняющим волю Белого дома.
Вся эта СПГ-история дурно пахнет
Еще один примечательный момент: замминистра энергетики и защиты окружающей среды Константин Чижик до 2016 года работал именно в ЭРУ. Но Louisiana Natural Gas Exports, которой Чижик передает в управление украинские газохранилища, выглядит еще подозрительнее.
Эта компания создана менее двух лет назад в американском «внутреннем офшоре» — штате Делавэр. Ее руководитель Марсден Миллер до 2018-го возглавлял одно из отделений небольшой фирмы Miller Thomson and Partners, специализирующейся на скупке газовых активов в США. Соглашение о газовом хабе на Украине — первая международная сделка Louisiana Natural Gas Exports.
Согласно данным базы данных OpenCorporates, компанией Louisiana Natural Gas Exports, как и Miller Thomson and Partners, управляет сервисная Capitol Services inc. Так что истинных инициаторов «большого геополитического проекта» установить практически невозможно.
Все это отнюдь не повышает доверия к украинско-польско-американской сделке. «Сейчас на мировом рынке европейские и китайские контрагенты отказываются, пересматривают или вообще отменяют соглашения с США о поставках газа, — отмечает украинский эксперт по энергетике Юрий Корольчук. — Фактически Вашингтон пытается закрыть Украиной финансовую дыру, которая возникла у компаний, торгующих СПГ».
Понятно, что на украинском газовом хабе заработают прежде всего ЭРУ и Louisiana Natural Gas Exports. Но что этот «беспрецедентный полномасшабный проект» даст украинскому бюджету и населению — непонятно. :///