Нынешний обвал цен на нефть показал, что Россия по-прежнему страдает “голландской болезнью”, хотя и в меньшей степени. Такое мнение высказал вице-президент международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Ильгиз Баймуратов.
“Приходится констатировать, что хотя Россия несколько укрепила иммунитет, она не излечилась от голландской болезни. Экономика и курс национальной валюты по-прежнему крайне зависимы от цен на нефть. Пусть и не столь критически, как пять лет назад. Текущая ситуация низких цен на “черное золото” может затянуться и стать для нас новой реальностью”, — полагает Баймуратов.
“Бюджетное правило было введено для того, чтобы снизить зависимость российской экономики и курса рубля от цен на энергоносители. При высоких ценах на нефть Минфин закупал валюту на излишки нефтегазовых доходов для последующего резервирования денег в Фонде национального благосостояния. Тем самым он не дает рублю излишне укрепляться. При низких ценах на нефть валюта, наоборот, продается, что должно сдерживать ослабление рубля”, — объясняет Баймуратов.
“Сейчас, когда мы наблюдали падение цен на нефть до 17-летнего минимума, курс рубля обвалился. Однако падение рубля могло быть намного более существенным в отсутствие бюджетного правила, и реакция курса оказалась более умеренной по сравнению с предыдущим кризисом”, — уверен он.
ЦБ попытается остановить падение рубля из-за цен на нефть
Аналитик напомнил, что в четверг ЦБ объявил о новых мерах поддержки финансовой стабильности: регулятор начинает продажу валюты, которую он получит от Минфина из ФНБ от продажи Сбербанка. При снижении цен на нефть ниже 25 долларов за баррель, операции будут проводиться в дополнение к стандартным продажам валюты по бюджетному правилу.
Таким образом, финансовые власти пробуют стабилизировать ситуацию без нарушения бюджетного правила, что крайне важно для сохранения международных рейтингов России, отмечает он.
“Сейчас у России появятся дополнительные стимулы для диверсификации и развития несырьевых отраслей с большей долей добавленной стоимости. Эту работу можно сравнить с лечением горьким лекарством, которое не столь приятно “организму” и не приносит столь быстрого роста доходов как нефтяная рента, однако именно оно поможет экономике окрепнуть и защититься от вирусов — в нашем случае не только в переносном, но и прямом смысле”, — заключил он. :///