Прошли те времена, когда Аденский залив возле Сомали считался самой опасной для нефтяных танкеров пиратской зоной. Теперь, по данным Международного морского бюро (IMB), нефтяное пиратство пышным цветом расцвело в Гвинейском заливе.
Это ключевой центр нефтедобычи, который используются для экспорта сырья восемью странами на побережье Западной Африки. Так вот, IMB сообщает, во всем мире в I квартале 2020 года произошло 47 пиратских нападений на танкеры (в I квартале 2019-го – 38). И из них почти половина – 21 нападение – зафиксирована в Гвинейском заливе.
При этом были похищены 17 моряков. Стоит отметить, что в прошлом году в заливе похитили 121 моряка, и это 90% от общего числа похищений членов экипажей танкеров во всем мире. Большая часть инцидентов произошла в нигерийских территориальных водах, особенно вокруг дельты Нигера. В меньшей степени – возле порта Лагос. К сожалению, ожидается, что эта тенденция сохранится и в 2021 году.
В своей исследовательской заметке Александр Реймейкерс, старший аналитик по Африке в Verisk Maplecroft, говорит, что из-за нехватки необходимого оборудования и персонала местные силы безопасности не могут эффективно противостоять угрозе.
А угроза велика, поскольку в дельте Нигера много лет идет партизанская война с многочисленными вооруженными группировками. Они считают несправедливым распределение доходов от нефтяных богатств региона, и пытаются отстоять свои права с помощью оружия. И нефтяное пиратство стало одним из основных методов борьбы: члены группировок угоняют танкеры и похищают моряков ради выкупа.
Verisk предупреждает, что суда крупных корпораций, таких как ExxonMobil, Chevron, Shell, Eni и Total, особенно подвержены риску захвата в Западной Африке. И если нефтяное пиратств продолжит разрастаться в Гвинейском заливе, компании понесут серьезный экономический ущерб. Достаточно сказать, что нигерийское правительство ежедневно теряет из-за пиратства в Гвинейском заливе 400 тыс баррелей нефти. Это около 1,5 млрд долларов в месяц, или почти 5% ВВП страны.
Правда, в данный момент пиратские нападения на танкеры стали маловыгодным “бизнесом”. Как считают в Verisk, цены на нефть настолько низкие, что пираты, вероятно, поменяют тактику. Вместо угона танкеров они будут только похищать экипаж для получения выкупа.
Стоит отметить, в целом в мире наблюдается снижение активности пиратов. Горячие точки прошлых лет, такие как Сомали, Малайзия, Индонезия, Сингапур, Вьетнам и Бангладеш, сейчас уже не столь уж “горячие”.
Нефтяное пиратство можно подавить
Например, нефтяное пиратство в Сомали было подавлено полностью. В прошлом году зафиксирована только одна неудачная попытка захвата судна, тогда как в прежние времена происходило до 200 нападений в год. Фактически, в течение семи последних лет в Аденском заливе не было ни одного успешного угона грузовых судов.
Победа над пиратством в Сомали потребовала беспрецедентного сотрудничества флотов разных стран, а также согласованных усилий по укреплению стабильности на берегу. Но главное, что радикально решило проблему – появление на коммерческих судах хорошо вооруженной охраны. Это отбило у сомалийских пиратов малейшую охоту атаковать.
Та же самая стратегия реализуется и в других местах. По данным IMB, появление в индонезийских водах большого количества скоростных полицейских судов с сильным вооружением резко снизило количество пиратских нападений. Не исключено, что подобная же стратегия решит проблему Гвинейского залива. :///