Почему экспорт российской Urals в КНР начал бить рекорды

Экспорт нефти марки Urals в КНР бьет рекорды. Как сообщает независимое ценовое агентство Argus, за I квартал российские компании поставили в Китай 4 млн тонн Urals, а в апреле – еще 2,1 млн тонн.

ВСТО Urals

В марте общий объем поставок нефти всех марок из России в Китай вырос на 31% в годовом выражении. РФ почти догнала по экспорту “черного золота” в КНР Саудовскую Аравию, отгрузив в Поднебесную 7 млн тонн против саудовских – 7,2 млн тонн. В апреле Россия, вероятно, уже обошла своего главного конкурента. Причем основным сортом нефти, поставляемым на китайский рынок, стал именно Urals, который традиционно предназначался для Европы.

Рекорды экспорта были поставлены на фоне беспрецедентного падения спроса на нефть в мире из-за пандемии коронавируса. К сожалению, делать далеко идущие выводы пока рано. Лавинообразное увеличение спроса на российскую нефть в Китае было вызвано удачно сложившейся конъюнктурой на мировом рынке и падением потребления внутри России.

 

В чем причина такого успеха Urals на китайском рынке

“Китай первым прошел через эпидемию COVID-19, приступил к снятию ограничений и восстановлению нефтепереработки. Соответственно, упавший в феврале импорт сырой нефти в марте начал восстанавливаться”, – считает аналитик “Финам” Алексей Калачев. Он также подчеркнул, что китайские потребители могли воспользоваться благоприятной для них низкой ценой на рынке и увеличить закупки дешевой нефти для создания резервных запасов.

Вторая причина кроется в налогообложении китайских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и ценообразовании на внутреннем рынке топлива. В Китае цены на АЗС зависят от котировок нефти. Но только до тех пор, пока “черное золото” стоит дороже 40 долларов за баррель. Если цена нефти падает ниже, ценники на заправках перестают меняться, а прибыль НПЗ начинает расти. Естественно, в таких условиях цены на российскую нефть в диапазоне 15-25 долларов за баррель были весьма выгодны китайским НПЗ для того, чтобы сделать запасы.

Кроме того, российская марка нефти Urals подходит для большого количества китайских заводов по своим качественным характеристикам. Ее не приходится разбавлять другими сортами “черного золота”, что также существенно снижает затраты на переработку сырья.

Еще одним фактором, косвенно повлиявшим на возросшую популярность российской нефти в Китае, стало падение спроса на нее, как внутри самой России, так и в Европе. Как следует из отчета Argus, по сравнению с первыми тремя месяцами этого года в апреле загрузка российских заводов снизилась на 430 тыс баррелей в сутки. Освободившиеся объемы, в результате, были перенаправлены в Китай, по весьма привлекательным для Поднебесной ценам.

Стоит также учесть, что российская нефть обладает завидными логистическими преимуществами для экспорта в Китай. Только по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) можно отгружать 30 млн тонн нефти в год. Сейчас, после резкого подорожания фрахта нефтетанкеров, трубопроводные поставки “черного золота” стали значительно более выгодны и поставщикам, и покупателям. :///