СФ предлагает возродить конкурента SSJ-100 – лайнер Ту-334

В Совете Федерации предлагают возродить проект ближнемагистрального самолета Ту-334. Соответствующее письмо глава комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов намерен направить помощнику президента Максиму Орешкину.

Ту-334
Фото: fishki.net

“Учитывая низкий клиренс самолетов “Сухой Суперджет”, что существенно сокращает возможность их использования во всех аэропортах РФ, предлагается рассмотреть возможность использования на внутренних маршрутах самолетов серии Ту-334. Они прошли все стадии испытаний, что в короткие сроки позволит развернуть их серийное производство. Прошу рассмотреть предложения о возобновлении производства самолета Ту-334, включив данное мероприятие в госпрограмму по развитию авиационной промышленности”, – говорится в документе, оказавшемся в распоряжении ТАСС.

Кутепов также подчеркивает, что локализация производства Superjet потребует серьезных усилий. “Доля иностранных комплектующих первоначально составляла около 80%, а на середину 2018 года – порядка 68%. Продвижение SSJ-100 на рынки сопряжено со значительными трудностями, связанными как с его техническими проблемами и организацией сервисного обслуживания, так и с жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей авиационной техники”, – подчеркнул Кутепов.

Сенатор добавил, что по итогам 2019 года валовая добавленная стоимость российской авиационной отрасли составила 403,5 млрд рублей. Это на более чем 67 млрд рублей ниже запланированной. По своей динамике данный показатель снизился до уровня 2015 года, отмечает Кутепов.

“В качестве причин недостижения установленных показателей обозначены в том числе: санкционный режим, снижение поставок SSJ-100 и неудовлетворительный имидж самолета, отсутствие отечественных серийно выпускаемых сертифицированных материалов для создания современных композиционных материалов и полуфабрикатов с приемлемыми физико-механическими характеристиками, отсутствие доступных на рынке серийных отечественных образцов механообрабатывающих станков, установок для термообработки, испытательных машин и прочих, удовлетворяющих жестким авиационным требования”, – говорится в письме.

 

Ту-334 – реальная замена для SSJ-100

Ситуацию вполне может исправить возобновления выпуска Ту-334. Кутепов напоминает, что распоряжением правительства РФ от 31 октября 2002 года был определен механизм завершения создания этого самолета и начала его серийного производства. Как уточняет сенатор, в 2005 году постановлением правительства было принято решение организовать серийное производство Ту-334 и его модификаций на Казанском авиационном заводе имени С. П. Горбунова.

“В производстве Ту-334 планировалось задействовать порядка трехсот предприятий, из которых 95% – российские заводы. По предварительным расчетам, бюджетный эффект от полномасштабной реализации проекта мог составить до 30 млрд рублей в год. Разработка была востребована, и в 2006 году ОАО “Туполев” заключило контракты с семью авиаперевозчиками на поставку 55 единиц. А также имело протоколы о намерениях 24 авиакомпаний еще на 297 самолетов”, – подчеркивает сенатор.

Кутепов отмечает, что при этом серийное производство данной модели так и не было начато. Проект не получил финансового обеспечения, а также не вошел в федеральную программу развития авиационной промышленности. По словам сенатора, самолет соответствовал российским авиалиниям ближней и средней дальности. А по расходам топлива не уступал зарубежным судам и состоял почти на 100% из отечественных комплектующих.

Однако, как писало в 2016 году издание “Коммерсантъ”, пассажирский лайнер стал конкурентом самолета Sukhoi Superjet 100. В связи с этим его серийное производство так и не было организовано. В итоге проект выпуска Ту-334 был заморожен, но формально его так и не закрыли, уточняла газета. :///